Особенности информатизации совета федерации. Учебник: Основы правовой информатики. Информатизация Совета Федерации

Совет Федерации по уровню информатизации процессов и процедур, оснащенности информационными ресурсами и базами данных, обеспеченности автоматизированными системами взаимодействия с субъектами Федерации, странами СНГ и другими зарубежными государствами - один из наиболее наукоемких и компьютеризированных высших органов государственной власти России. Его информатизация базируется на современной научной методологии, находится в поле зрения отечественной и зарубежной научной общественности и согласуется с мировыми тенденциями автоматизации парламентской деятельности.

Сентябрь - октябрь 1993 г. В России происходит жесткое противостояние Парламентской и Президентской власти.
Расстрел из танков здания парламента России - Белого дома в Москве. Декабрь, 1993 г. В России принята на референдуме новая Конституция. Россия объявлена демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Образован новый двухпалатный парламент России - Федеральное Собрание Российской Федерации. Верхняя палата (палата регионов) - Совет Федерации, нижняя палата - Государственная Дума. Новый парламент России не имел специального здания. Государственную Думу разместили в центре Москвы в здании бывшего Госплана СССР. Совет Федерации разместили в здании бывшего Дома архитекторов по ул. Большая Дмитровка, 26. Каждая палата парламента имела свой отдельный Регламент работы, состав комитетов и комиссий, автономный Аппарат.

Начало работ по информатизации

Все работы по информатизации Совета Федерации пришлось начинать заново, с "чистого листа". Уместно отметить, что от "расстрельного" в октябре 1993г. парламента России в "наследство" Совету Федерации не досталось ни компьютеров, ни информационных ресурсов и программных средств, ни других средств информатики.
Из сложившейся ситуации выход был найден с помощью Администрации Президента России. Для этого информационное обеспечение первых заседаний Совета Федерации осуществлялось с помощью компьютеров, которые "брались взаймы" у Администрации Президента Российской Федерации, а по окончании заседаний палаты возвращались на Старую площадь.
В январе-феврале 1994 г. формировался Аппарат Совета Федерации вместе с помощниками вновь избранных членов верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Вопросы оснащенности Совета Федерации средствами вычислительной техники, информационными ресурсами, обеспечения круглосуточного взаимодействия членов палаты с регионами России неоднократно резко ставились и обсуждались на заседаниях верхней палаты.

Организационно-распорядительные документы
по информатизации

В начале 1995 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 159 от 17 февраля 1995 г. "О создании Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания". В соответствии с этим Указом головной организацией по созданию Информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации было определено Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Выпуск данного Указа активизировал работы по информатизации верхней палаты, по всем направлениям им придавался статус приоритетных разработок. В первую очередь Отделом информационных ресурсов и технологий Аппарата Совета Федерации совместно с ФАПСИ и привлеченными сторонними организациями была разработана Концепция создания Информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В дальнейшем силами Аппарата Совета Федерации, ФАПСИ, других организаций было разработано несколько десятков методических и организационно-распорядительных документов по созданию ИКС (технические задания, постановки функциональных задач, исходные данные, операционная технология прохождения законов и законопроектов и т.д.).

Базовые положения и направления информатизации

В основу работ по информатизации Совета Федерации были положены:
а) модели информационных агрегатов как унифицированные средства, адекватно отображающие на концептуальном уровне государство, его парламент, организационно-функциональную структуру государственно-правовой сферы в целом;
б) результаты фактографического обследования и выявления информационных потребностей Руководства Совета Федерации, его комитетов, комиссий, членов Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации;
в) системный анализ информационного взаимодействия Совета Федерации с участниками законодательного процесса государственно-правовой сферы (Государственная Дума, Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ и его Аппарат, федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, министерства, ведомства РФ, Российская академия наук, органы власти государств СНГ, зарубежных государств, международные организации и др.);
г) опыт проведения работ по информационному обеспечению высших органов государственной власти (Совета Министров СССР, Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР, Администрации Президента РФ), других федеральных и региональных органов власти;
д) организационно-распорядительные документы и системы, обеспечивающие формирование информационного пространства государств - участников СНГ и автоматизированный обмен информацией между ними;
е) анализ информатизации парламентской деятельности зарубежных государств (США, Канады, Европарламента, государств Европы, в том числе Германии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Португалии, Швейцарии и др.).
Информатизация Совета Федерации как объекта организационного управления велась в следующих разрезах: организационно-функциональном; функциональном; информационном; программном; техническом; технологическом; организационно-кадровом.
Практическое внедрение и развитие информационного обеспечения осуществлялось поэтапно по следующим основным направлениям:
систематическое фактографическое обследование и анализ информационных потребностей пользователей Информационно-коммуникационной системы;
разработка и внедрение прикладных функциональных задач, формирование информационных ресурсов, баз данных и поддержание их в актуальном состоянии;
проведение комплекса работ по созданию ИКС Совета Федерации в соответствии с упомянутым Указом Президента РФ;
оперативное информационно-справочное обслуживание Совета Федерации, его комитетов, комиссий, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации;
организация сети внешних источников информационной поддержки законодательной деятельности;
информационно-технологическое обеспечение заседаний Совета Федерации;
оснащение и оперативное сопровождение программно-технических средств и оргтехники в зданиях Совета Федерации;
обучение членов Совета Федерации, их помощников, работников структурных подразделений Аппарата методам и средствам работы с использованием современных информационных технологий;
обеспечение информационного взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой, Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, министерствами, ведомствами, субъектами РФ, Российской академией наук, парламентами стран СНГ и других зарубежных государств.
При всех различиях в деятельности палат, раздельном проведении заседаний и территориальной удаленности одним из главных требований к Информационно-коммуникационной системе СФ была необходимость ее работы в тесной информационной взаимосвязи и едином технологическом цикле с аналогичной системой Государственной Думы. В рамках такого взаимодействия предполагалось реализовать идею автоматизации законотворчества как многофазного процесса. Среди наиболее важных его этапов можно отметить такие, как формирование приоритетных направлений законодательной деятельности на основе анализа целей развития общества, оценка эффективности принятых законов и другие.
Создаваемая ИКС была призвана охватить все сферы деятельности Совета Федерации, его комитетов и комиссий, структурных подразделений Аппарата и обеспечить доступ к открытым и защищенным государственным информационным ресурсам.
Не меньшее значение имела и проблема информационной поддержки решений Совета Федерации по стратегическим вопросам, касающимся национальных интересов страны. ИКС должна иметь соответствующие программно-технические средства для коллективной и индивидуальной подготовки и принятия упомянутых решений, быть многопользовательской, многофункциональной, территориально распределенной, обеспечивать эффективную поддержку законодательной деятельности Совета Федерации, а также возможность удаленного доступа к базам данных высших федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации и других организаций России, СНГ, зарубежных стран.

Состав и структура ИКС Совета Федерации

В настоящее время Информационно-коммуникационная система Совета Федерации создана и успешно функционирует. ИКС Совета Федерации включает в свой состав взаимосвязанные комплексы, технологические системы, прикладные информационные системы и электронные информационные ресурсы.
Комплексы в составе ИКС Совета Федерации включают:
корпоративную компьютерную сеть;
выделенную сеть для доступа в интернет;
телекоммуникационный узел;
программно-технический комплекс (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации;
ПТК Удостоверяющего центра.
В состав технологических систем ИКС Совета Федерации входят:
технологическая информационная система делопроизводства и документооборота;
технологические системы обеспечения заседаний и мероприятий Совета Федерации;
система цифровой звукозаписи;
система обеспечения тиражирования и выпуска печатных изданий;
система защиты информации;
корпоративная электронная почта;
центр обучения на базе учебного компьютерного класса;
организационно-сервисное бюро.
Прикладные информационные системы в составе ИКС Совета Федерации делятся на системы общего и специализированного назначения.
В состав прикладных информационных систем общего назначения входят следующие системы:
«Члены Совета Федерации»;
«Архив материалов заседаний Совета Федерации» (постановления Совета Федерации и стенограммы заседаний Совета Федерации);
«Электронные пакеты» материалов к заседаниям Совета Федерации и Совета палаты;
«Новости Совета Федерации»;
«Аналитические материалы»;
«Телефонный справочник Совета Федерации» (в составе прикладной информационной системы «Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»);
«Архив социального законодательства Российской Федерации»;
«Архив обзоров событий в странах СНГ»;
«Новостная лента СМИ» (в составе прикладной информационной системы «Обзор-СМИ»);
«Данные о торгово-экономической деятельности и торгово-правовой базе сотрудничества субъектов Российской Федерации со странами СНГ и другими иностранными государствами»;
«Мониторинг телевизионных политических, аналитических, информационных и новостных программ, выходящих на основных федеральных каналах телевидения»;
«Архив Верховного Совета РСФСР»;
«Свод законов Российской империи»;
«Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности» (АСОЗД), внедряемая совместно со структурными подразделениями Государственной Думы в части ввода информации о прохождении законопроектов в Совете Федерации;
«Налоговая отчетность»;
Правовые информационно-справочные системы («КонсультантПлюс», «Гарант», «Юсис», «Эталон», НТЦ «Система» и др.).
Прикладные информационные системы специального назначения состоят из следующих систем:
«Мониторинг материалов о деятельности Председателя Совета Федерации;
«Кадры»;
«Электронная версия сборника нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики»;
«Бухгалтерский учет»;
«Финансово-экономический учет»;
«Дело - ТСФ»;
«Архив Совета Федерации»;
«Приемная Совета Федерации»;
«Диспетчерская служба Совета Федерации;
«Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»;
«Межпарламентское сотрудничество».

Электронный информационный фонд Совета Федерации

Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов.
Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации.
Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы и внешние электронные информационные ресурсы. В свою очередь собственные электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы общего доступа и ресурсы ограниченного доступа.
Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на публичном сайте Совета Федерации в сети Интернет, на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего назначения.
К собственным электронным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как система «Кадры», «Бухгалтерский учет» и др.
Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями. Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации:
организация доступа к Интранет-сайтам внешних организаций;
установка баз данных на корпоративном Интранет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD дисков или через сеть Интернет;
организация удаленного доступа к базам данных.

Основные направления развития ИКС Совета Федерации

Проведенные научные, технические и организационные мероприятия в рамках создания и ввода в эксплуатацию ИКС Совета Федерации позволяют уже в настоящее время решать важные вопросы автоматизации процесса обработки различного рода информации, необходимой для обеспечения деятельности Совета Федерации, внедрить в повседневную практику прикладные информационные системы, начать реализацию комплекса мер по повышению уровня информационной безопасности, создать условия для эффективной информационной поддержки деятельности Совета Федерации.
Вместе с тем, ИКС Совета Федерации создавалась в течение 1995-2005 годов. За этот период многие исходные научно-технические решения по структуре, функциям и задачам, решаемым информационной системой существенно изменились. Это обусловлено интенсивным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, ростом информационных потребностей Совета Федерации.
Необходимость соответствия ИКС Совета Федерации уровню современных требований к информационно-коммуникационным системам подобного класса требует постоянного развития ИКС Совета Федерации.
Проведенное в 2005 году обследование информационно-технологического обеспечения Совета Федерации определило условия и направления развития ИКС Совета Федерации на основе анализа ее возможностей с учетом современных достижений в области информационных технологий.
В ходе обследования были выявлены проблемные точки в построении и функционировании ИКС Совета Федерации, которые кратко можно описать следующим образом:
информационные технологии в основном используются для поддержки старых, докомпьютерных деловых процессов;
в ИКС Совета Федерации разделены сети Интранет и Интернет, но отсутствуют развитые механизмы межконтурного информационного обмена;
отсутствует единая система документирования процедур разработки подсистем, функционирующих в составе ИКС Совета Федерации;
существующая сетевая инфраструктура ИКС Совета Федерации не реализует полностью функциональность по управлению, безопасности, по развертыванию прикладных информационных систем и администрированию сетевых ресурсов.
Перечисленные направления должны быть взяты за основу при развитии технологического аспекта функционирования ИКС Совета Федерации.

Новые актуальные направления информатизации
парламентской деятельности

Кроме развития технологической составляющей, большое значение имеет совершенствование концептуальных направлений информатизации деятельности Совета Федерации и Федерального Собрания в целом.
Направление 1. В Совете Федерации необходимо образовать Центр генерации государственных целей и проблем. В его функцию должна входить генерация стратегических и тактических целей развития Российской Федерации на перспективу и текущие периоды. Он должен обосновывать и формировать желаемые состояния государства, используя результаты прогнозирования на перспективы (долгосрочную и краткосрочную). Центр должен анализировать и формировать перечень и содержание актуальных государственных проблем, находящихся в ведении законотворческой деятельности палаты.
Для этого необходимо, чтобы в Совете Федерации был координатор проблем (законодательных инициатив) и персонально ответственное лицо за это направление деятельности палаты.
В качестве варианта возможно предусмотреть группу стратегического планирования деятельности Совета Федерации, подчиненную непосредственно его Председателю или одному из заместителей.
На основе исходных данных этой группы можно обеспечить формирование:
а) базы знаний "Цели развития Российской Федерации";
б) базы знаний "Паспорта проблем, находящихся в ведении Совета Федерации".
Естественно, эта работа должна проводиться в тесном методологическом и информационно-техническом взаимодействии структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, Аппарата Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации.
Направление 2. Разработка единой пооперационной технологии законопроектной работы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законы должны проходить унифицированный "жизненный цикл", начиная от идейного замысла закона (законодательной инициативы) до выпуска готового продукта - закона. При этом должны быть определены нормативы времени и затрат на разработку закона, что позволит более обоснованно планировать параллельное прохождение десятков и сотен законов. Для этого необходимо откорректировать (в сторону детализации) регламенты Совета Федерации и Государственной Думы и порядок их информационного взаимодействия в ходе законопроектной работы на всех стадиях, особенно на начальном этапе работы над проектом закона.
Необходимо осуществлять пооперационный контроль качества закона во всем его "жизненном цикле" прохождения в Государственной Думе, Совете Федерации.
В качестве варианта возможно предусмотреть в Государственной Думе и Совете Федерации на постоянной основе соответствующие группы (отделы контроля) комплексной оценки качества разрабатываемых и согласовываемых законов по разработанной и согласованной системе критериев, методов, средств, моделей.
Эффективная система контроля разрабатываемых законов может быть обеспечена только профессионально подготовленными в этой области кадрами. За счет введения групп контроля число отклоняемых Советом Федерации законов также может быть сведено до минимума.
Направление 3. Создание научного центра, обеспечивающего на постоянной основе научное сопровождение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Этот Центр (на правах института, Академии, вновь возрожденного Парламентского центра) должен осуществлять систематическое научно-методическое обеспечение законопроектной работы как Совета Федерации, так и Государственной Думы по всему комплексу проблем эффективной организации их деятельности с учетом регулярной сменяемости депутатского корпуса и членов Совета Федерации. Положение о статусе этого независимого от партий и фракций, политической конъюнктуры Центра должно утверждаться Федеральным Собранием, планы его научной и практической работы должны формироваться обеими палатами. Руководство Центром могли бы по очереди осуществлять руководители палат. В ведении Центра как головной научной организации целесообразно было бы сосредоточить разработку нормативной базы законопроектной работы не только Федерального Собрания, но и законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Центр должен систематизировать и обеспечивать преемственность положительного опыта работы отечественных парламентов всех созывов (дореволюционной Думы, Верховных Советов СССР и РСФСР, Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных собраний субъектов Российской Федерации). Сюда же относится проблема научной координации работ и обеспечения сотрудничества законодательных органов на межпарламентском уровне (Межпарламентская Ассамблея СНГ, парламенты других государств). Важнейшей функцией Центра явилась бы разработка методологии и определения критериев оценки деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в целом и каждой из входящих в него палат.
Направление 4. Формирование на уровне России в целом Единого информационно-правового пространства, обеспечивающего как законопроектную, так и правоприменительную деятельность всех субъектов Российской Федерации.
Это общегосударственная проблема всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной. Основой для разработки Президентских программ по правовой информатизации может служить принятая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.96 г. № 996 Концепция правовой информатизации России, которая, как предусматривалось ранее, должна была осуществляться по трем направлениям:
- информатизация правотворческой деятельности;
- информатизация правоприменительной деятельности;
- правовое обеспечение процессов информатизации.
В реализации Президентских программ по правовой информатизации России было задействовано значительное число федеральных ведомств.
В связи с уточнением функций министерств и ведомств необходимо в кратчайшее время проанализировать состояние дел с реализацией этих программ и принять новые необходимые решения.
Эта работа должна проводиться во взаимодействии Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и Аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы.
Направление 5. Создание эффективной системы профессиональной подготовки парламентариев.
Цель системы - формирование профессионального парламента, основанного на передовых отечественных и зарубежных достижениях в этой области деятельности. Система должна включать в себя комплекс организационных, учебно-методических и других мероприятий (программ), нацеленных на систематическое повышение профессионального уровня парламентариев (как членов Совета Федерации, так и депутатов Государственной Думы). Это позволит разработать систему критериев, методов и средств оценки эффективности парламентской деятельности каждого члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы.
Направление 6. Активизация информирования российской и зарубежной общественности о перспективных планах и текущей деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.
В Российской Федерации имеется значительный научный и практический задел по формированию Единого информационного пространства всех трех ветвей власти - представительной, исполнительной и судебной, вхождению его в мировое информационное пространство.
Анализ состояния информатизации в зарубежных государствах показывает, что этому направлению уделяется огромное внимание.
Реализация названных направлений поможет поднять на новый уровень законодательную деятельность Российского парламента.

В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы:

  • информационный фонд Совета Федерации;
  • система электронного документооборота;
  • ситуационный центр Совета Федерации.

Основу информационного обеспечения Информационного фонда Совета Федерации составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В структуре фонда выделяются три уровня обработки информации;

  • верхний - информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
  • средний - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, аппарата Совета Федерации;
  • нижний - индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников аппарата.

Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, администрацией Президента РФ и аппаратом Правительства РФ, Минюстом России и другими государственными органами.

Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Росстатом, органами СНГ, ФСО России, Банком России и др.

Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров.

Такие базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическую информацию о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.).

Автоматизированная информационная система документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.

В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов:

  • средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.);
  • средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов;
  • средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации;
  • средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях;
  • средства поиска информации в электронном виде.

Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса.

Распоряжением председателя Совета Федерации от 06.05.2005 № 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации (151). К мероприятиям Совета Федерации относятся заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, совещания, протокольные мероприятия и др.

В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде.

Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет:

  • правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ ";
  • правила создания электронной подписи в электронных документах Совета Федерации;
  • правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации (152).

Все документы по вопросам, включенным в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде па компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволяет экономить тонны бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составляет несколько миллионов рублей в год (152).

В дальнейшем предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты, внутренний документооборот будет полностью переведен в электронный вид, что позволит сократить на 50% количество документов на бумажных носителях, использовавшихся ранее.

Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются:

  • обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов РФ, международной проблематике;
  • обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций;
  • обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов;
  • проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;
  • сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;
  • моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;
  • организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти.

В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, выступают комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационный центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволит визуализировать (демонстрировать) прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы (153).

Интернет-сайт Совета Федерации как важный технологический инструмент поддержки законодательной деятельности используется не только для внешнего представления информации, но и в качестве площадки для обсуждения законопроектов по насущным проблемам жизни страны.

В частности, важным является то обстоятельство, что с февраля 2007 г. в сети Интернет идут прямые трансляции заседаний Совета Федерации. Создан специальный видеоархив заседаний.

Единая система "Календарь мероприятий" на интернет- сайте Совета Федерации позволяет быть в курсе событий палаты даже во время работы в регионах.

Процесс информатизации Совета Федерации организуется Управлением информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации. В настоящее время им завершена разработка проекта Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 г. Этим документом предусматриваются внедрение системы цифрового телевидения, дальнейшая модернизация технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации, системы видеоконференцсвязи и др. (154).

Информационное обеспечение работы Совета Федерации возглавляет информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.

Информационно-коммуникационной система (ИКС) Совета Федерации предназначена для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата Совета Федерации.

Она обеспечивает решение двух задач:

Централизованное информационное обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

Информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделений Аппарата.

Структура ИКС состоит из следующих элементов:

Информационно-справочный центр;

Информационно-коммуникационный центр;

Информационно-аналитический центр;

Ситуационный центр;

Автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;

Информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;

Электронные офисы руководства и депутатов;

Мобильные информационные системы;

Систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации.

В основе ИКС находится совокупность самых различных баз правовой и иной социально-политической информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела:

а) нормативно-правовая информация;

б) экономическая информация;

в) общественно-политическая информация;

г) справочная информация.

Всего система информационных ресурсов объединяет более чем 150 баз данных.

Работники и специалисты Информационно-аналитического управления обеспечивают:

Справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий Совета Федерации;

Анализ принятых нормативных правовых текстов и прогнозирование возможных последствий их введения в действие;

Выработка предложений для законодателей;

Подготовка различных аналитических докладов, записок и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Как правило, руководители информационных и аналитических подразделений возглавляют крупные специалисты в области информатики.

Например, информационно-аналитическое управление возглавлял до недавнего времени профессор Е.И.Орлов, известный специалист в области разработки и принятия управленческих решений.

Руководитель Аппарата Совета Федерации В.А.Никитов подготовил и опубликовал Словарь терминов и определений по информатике.

В предмет курса входит изучение проблем информатизации деятельности Администрации Президента РФ.

В соответствии с Конституцией РФ именно Президент РФ ставит окончательную точку перед выходом в свет закона.

Бывают случаи, когда он не ставит свою подпись и возвращает закон в Федеральное Собрание. Для того, чтобы преодолеть вето Президента, Государственной Думе необходимо вновь рассматривать закон на пленарном заседании и вновь принимать квалифицированным большинством голосов.


Одним словом, Президент РФ завершает законотворческий процесс, поэтому в Аппарате Администрации Президента предусмотрены структурные подразделения, которые участвуют в нормотворческой деятельности.

Например, Государственно-правовое управление, в обязанность которого входит подготовка заключений на принятые законы и другие нормативные правовые акты, в том числе на проекты Указов Президента РФ. Информационным обеспечением Администрации Президента РФ занимаются несколько структурных подразделений, которые по своему характеру аналогичны структурам Федерального Собрания.

Их объединяют общие функции по обеспечению информатизации:

Формирование информационных ресурсов;

Компьютеризация рабочих мест;

Наладка сетей передачи информации;

Использование высоких информационных технологий.

В ходе изучения курса студенты должны иметь представление о проблемах информационного обеспечения деятельности правотворческих органов и усвоить содержание деятельности информационной системы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

  • 10) Информатизация как информационный процесс.
  • 11) Понятие информационной системы.
  • 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
  • 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
  • 14.Понятие информационных технологий
  • 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
  • 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
  • 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
  • 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
  • 19. Понятие и признаки информационного общества.
  • 20.Проблемы развития информационного общества.
  • 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
  • 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
  • 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
  • 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
  • 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
  • 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
  • 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
  • 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
  • 35.Структура гас «Управление»
  • 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
  • 37.Условия обеспечения региональной информатизации
  • 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
  • 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
  • 3)Разработку стандартов региональной информатизации
  • 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
  • 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
  • 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
  • 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
  • 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
  • 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
  • 41.Структура управления гас «Выборы»
  • 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
  • 43Современное состояние развития гас «Выборы»
  • 44.Понятие и система информационной безопасности
  • 45.Угрозы информационной безопасности
  • 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
  • 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
  • 47.Система обеспечения информационной безопасности.
  • 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
  • 50) Понятие и предмет правовой информатики
  • 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
  • 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
  • 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
  • 54) Понятие и сущность правовой информации
  • 55) Свойства правовой информации
  • 56) Виды правовой информации
  • 57) Понятие правовой информатизации
  • 58) Государственная политика в области правовой информатизации
  • 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
  • 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
  • 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
  • 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
  • 63.Общая характеристика справочных правовых систем
  • 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
  • 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
  • 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
  • 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
  • 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
  • 71.Структура гас «Правосудие»
  • 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
  • 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
  • 74) Информационные системы мировых судей.
  • 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
  • 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
  • 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
  • 78) Организационная основа информатизации овд.
  • 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
  • 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
  • 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    В настоящее время Информационно-коммуникационная система Совета Федерации создана и успешно функционирует. ИКС Совета Федерации включает в свой состав взаимосвязанные комплексы, технологические системы, прикладные информационные системы и электронные информационные ресурсы. Комплексы в составе ИКС Совета Федерации включают:

    корпоративную компьютерную сеть

    выделенную сеть для доступа в интернет

    телекоммуникационный узел

    «Бухгалтерский учет»

    «Финансово-экономический учет»

    «Дело – ТСФ»

    «Архив Совета Федерации»;

    «Приемная Совета Федерации»

    «Диспетчерская служба Совета Федерации

    «Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»

    «Межпарламентское сотрудничество

    Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов. Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации. Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы и внешние электронные информационные ресурсы. В свою очередь собственные электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы общего доступа и ресурсы ограниченного доступа.

    Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на публичном сайте Совета Федерации в сети Интернет, на корпоративном Интернет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего назначения. К собственным электронным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как система «Кадры», «Бухгалтерский учет» и др. Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.

    Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации: организация доступа к Интернет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интернет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD дисков или через сеть Интернет; организация удаленного доступа к базам данных.

    69.Общие начала информатизации судебной деятельности

    Информатизация судебной деятельности – организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения правосудия.

    Судебные информационные системы представляют совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности.

    Развиваются по трем направлениям:

    1 информатизация Конституционного Суда РФ, Конституционных судов субъектов РФ

    2 информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также мировых судей субъектов РФ

    3 информатизация системы арбитражных судов РФ

    Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 1980-х гг. До этого времени компьютеры использовались преимущественно в высших судах и отдельных судах областного уровня.

    В условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Такие системы способны обеспечивать судьям быстрый доступ к законодательной базе, аналогичным рассматриваемым, и иной необходимой информации, особенно в новых развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативности судебного делопроизводства.

    Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства.

    Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел.

    Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в РФ, доктрины информационной безопасности РФ, международных обязательств.

    Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России

    Цели информатизации судебной системы:

      Полнота и достоверность информации о деятельности судов

      Повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных

      Повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов.

      Формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологии, основывающихся на правовых актах прямого действия

      Организация финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержание их в работоспособном виде

    Приоритетные направления:

      Реализация проекта электронного обеспечения правосудия в стране

      Формирование необходимой инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия судов

    Информатизация деятельности Совета Федерации направлена на достижение следующих целей:

    повышение эффективности его законотворческой деятельности;

    обеспечение эффективности принятия стратегических решений в штатных и кризисных для страны ситуациях;

    совершенствование взаимодействия Руководства и членов Совета Федерации с гражданами и органами государственной власти; повышение эффективности функционирования Аппарата СФ.

    Этому и призвана способствовать Информационно-коммуникационная система, выполняющая следующие функции:

    информационное обеспечение деятельности членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений Аппарата;

    формирование и ведение информационных фондов; информационное взаимодействие (включая электронную почту) членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений Аппарата как между собой, так и с внешними абонентами;

    прохождение законодательных актов и законопроектов; информационно-аналитическая деятельность Совета Федерации;

    коллективная подготовка и принятие стратегических решений; документооборот и делопроизводство;

    редакционно-издательская деятельность;

    доступ пользователей ИКС к информационным фондам и базам данных Совета Федерации, органов государственной власти и организаций РФ, государств СНГ и зарубежных стран;

    офисная деятельность отдельных членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений Аппарата;

    технологическое обеспечение заседаний СФ в большом и малых залах;

    информационное обеспечение поездок делегаций СФ и отдельных членов СФ, а также выездных мероприятий СФ.

    Основные функциональные подсистемы

    В соответствии с классической схемой построения АСУ рассматриваемую нами систему можно представить состоящей из двух основных частей: функциональной и обеспечивающей.

    Первая определяется составом и содержанием функциональных подсистем и задач, решаемых в интересах пользователей; вторая - включает техническое, программное, информационное, технологическое и организационное обеспечение.

    Состав функциональных подсистем и задач ИКС СФ вытекает из функций Совета Федерации в целом, функций его комитетов, комиссий, структурных подразделений Аппарата, а также определяется сформулированными выше целями информатизации.

    Основными функциональными подсистемами ИКС являются: Парламентские слушания; Планирование; Законопроект; Заседания Совета Федерации; Законодательство; Делопроизводство; Контроль; Кадры; Аналитика; Статистика; Общественно-политические партии и движения; Регион; Электронные справочники; Выборы; Парламентские процедуры и регламент; Согласительные комиссии; Межпарламентские связи; Материально-техническое обеспечение; Пресс-центр; Содружество Независимых Государств; Комитет по делам Севера и малочисленных народов.

    Каждая из них, в свою очередь, включает ряд конкретных функциональных задач.

    Информационный фонд ИКС

    Основу информационного обеспечения системы составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты, которые в своей совокупности образуют так называемый Инфор- мационный фонд Совета Федерации (ИФ). Его предназначение - создать такие условия, когда необходимая Руководству, членам СФ, Аппарату СФ информация может быть оперативно найдена, проанализирована, оценена и представлена в удобном виде.

    Информационный фонд разрабатывается с учетом уже имеющихся (внешних) информационных ресурсов межведомственных и ведомственных систем с привлечением информации стран СНГ и зарубежных государств.

    В его структуре условно выделяются три уровня обработки информации;

    верхний - Информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;

    средний уровень - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т. е.

    Его комитетов, комиссий, Аппарата;

    нижний - индивидуальные информационные фонды членов СФ и сотрудников Аппарата.

    Базы данных по принадлежности делятся на собственные и внешних организаций.

    Последние подразделяются на БД, установленные в Совете Федерации целиком или фрагментарно, и те, к которым пользователи ИКС подключаются через коммуникационные средства. По содержанию информации БД классифицируются на правовые, экономико-статистические, справочно-аналитические, внутрипар- ламентские.

    Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Госдумой, Администрацией Президента, Аппаратом Правительства и Министерством юстиции РФ.

    БД экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Госкомстатом России, органами СНГ, подразделениями ФАПСИ, Центральным банком России и другими организациями.

    БД справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и сведения (данные), поступающие из Госкомстата России, информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования, федеральных министерств и ведомств, ФАПСИ, научных учреждений, периодической печа- ти, а также из региональных центров глав администраций и избирательных округов.

    Внутрипарламентские базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными.

    Первые, формируемые информационными службами и отдельными пользователями, содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографические материалы хода обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о членах СФ, о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, а также справочники адресов, телефонов и пр.

    Служебные БД включают словарную информацию, обеспечивающую автоматизированный ввод и обработку информации, ее упорядочение при хранении, организацию доступа (классификаторы, кодификаторы, рубрикаторы, описания информационных блоков и прочее).

    Обобщенное описание информации (метаинформация), доступной пользователям в сети баз данных СФ, будет представлено в БД информационных ресурсов Совета Федерации, содержащей: каталог БД, функционирующих в СФ; общесистемные рубрикаторы и классификаторы. Информационный фонд должен быть открытым для наращивания количества как внутренних, так и внешних БД.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: