Расчет электрических цепей. Презентация "Электрические схемы. Элементы и параметры электрических цепей" Презентация на тему электрическая цепь

    Слайд 1

    Электрическая цепь - это совокупность устройств и объектов, образующих путь электрического тока. Отдельное устройство, входящее в состав электрической цепи и выполняющее в ней определенную функцию, называется элементом электрической цепи. Электрическая цепь состоит из источника электрической энергии, потребителей и соединительных проводов, соединяющих источник электрической энергии с потребителем.

    Слайд 2

    Типы схем

    Схема электрической цепи- это графическое изображение электрической цепи, содержащее условные обозначения ее элементов, показывающее соединения этих элементов. Типы схем: структурная (блок-схема); функциональная; принципиальная; монтажная и др. Функциональная по сравнению со структурной более подробно раскрывает функции отдельных элементов и устройств.

    Слайд 3

    На принципиальной схеме приводится полный состав элементов и указаны все связи между ними. Эта схема дает детальное представление о принципах работы изделия (установки) Монтажные схемы - это чертежи, показывающие реальное расположение компонентов как внутри, так и снаружи объекта, изображённого на схеме.

    Слайд 4

    Условные обозначения электроприборов

  • Слайд 5

    Простейшая электрическая цепь

    Основные элементы электрических цепей: Сопротивление Индуктивность Емкость Источник напряжения Источник тока. Основные элементы простейшей электрической цепи: 1 - источник электрической энергии; 2 - приемники электрической энергии; 3 - соединительные провода  1 2 3

    Слайд 6

    Источник Э.Д.С

    Представляет собой такой идеализированный источник питания напряжение, на зажимах которого постоянно (не зависит от величины тока I) и равно Э.Д.С. Е, а внутреннее сопротивление равно нулю. I =0 c 0 E U

    Слайд 7

    Источник тока

    Представляет собой идеализированный источник питания, который дает ток I=Ik, не зависящий от сопротивления нагрузки, к которой он присоединен, а Э.Д.С. его Еит и внутреннее сопротивление Rит равны бесконечности. I =900 Ik=Eит/Rит 0 U

    Слайд 8

    Вспомогательные элементы

    Относятся: управления (рубильники, переключатели, контакторы); защиты (плавкие предохранители, реле и т.д.); регулирования (реостаты, стабилизаторы тока и напряжения, трансформаторы); контроля (амперметры, вольтметры и т.д.)

    Слайд 9

    Первый закон Кирхгофа

    В ветвях, образующих узел электрической цепи, алгебраическая сумма токов равна нулю. Cумма токов, направленных к узлу электрической цепи, равна сумме токов, направленных от этого узла. I1 + I 2 + I 3 +... + I n = 0 Этот закон следует из принципа непрерывности тока. Если допустить преобладание в узле токов одного направления, то заряд одного знака должен накапливаться, а потенциал узловой точки непрерывно изменяться, что в реальных цепях не наблюдается.

    Слайд 10

    Второй закон Кирхгофа

    Обходим контур в произвольном направлении, например по часовой стрелке. Если направления Э.Д.С. и токов совпадают с направлением обхода контура то Э.Д.С. (Е) и падения напряжений (U=I*R) берутся со знаком плюс, если не совпадают - со знаком минус: Е 1 -Е 2 +Е 3 =U1+U2+U3+U4 E3 R1 R2 R3 R4 E1 E2 I2 I3 I4 I1 Во всяком замкнутом контуре алгебраическая сумма электродвижущих сил равна алгебраической сумме падений напряжений ∑Е= ∑I*R

    Слайд 11

    Под цепями постоянного тока подразумевают цепи, в которых ток не меняет своего направления, т.е. полярность источников Э.Д.С.в которых постоянна.

    Области применения систем постоянного тока (стационарных аккумуляторных батарей) Энергетика (электростанции, подстанции, системы электроснабжения) Системы телекоммуникаций Мобильная связь Установки бесперебойного питания Резервное питание систем аварийного освещения Накопители энергии в солнечных батареях Системы питания, соответствующие повышенным требованиям безопасности (например общественные и медицинские учреждения) Вычислительные центры Системы автоматизации производственных и технологических процессов Источники электропитания средств морскогобазирования

Посмотреть все слайды

Закон Ома. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Электрическая цепь и электрическая схема. Наш огород на участке. Цепи питания. Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи. Закон полного тока. Круговые процессы. Учебно-опытный участок. Электрические цепи и их элементы. Основы теории цепей. Источники и потребители тока.

Георг Симон Ом. Закон ома для участка электрической цепи. Скованы одной цепью, связаны одной целью. Поток энергии и цепи питания. Параметры элементов электрической цепи. Тема урока: Закон Ома. Основы теории электрических цепей. Пришкольный учебно-опытный участок. Применение закона Ома для участка цепи. Законы постоянного тока для участков цепи.

Обслуживающие цепи. Электрическая цепь и её составные части. Пищевые цепи и экологические пирамиды. Цепи питания и потоки энергии в экосистемах. Урок по теме: "Электрические цепи и их элементы ". ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ. Тема урока: Закон Ома для участка цепи. Презентация к уроку физики в 8 классе на тему: «Электрическая цепь и её составные части».

Расчет и анализ процессов в электрических цепях. Особенности изучения закона Ома для участка цепи. Применение закона Ома для участка цепи при решении задач. Расчет сложных цепей постоянного тока по I и II законам Кирхгофа. Этапы установления Оренбургского участка российско-казахстанской границы. Методические и практические аспекты применения закона №44-ФЗ (о контрактной системе).

Общая физическая подготовка по средствам круговой тренировки на уроке по волейболу в 8 классе. Всего на территории Кувшиновского района выявлено и разведано 25 месторождений и участков песчано-гравийного материала, 60 месторождений торфа и 2 месторождения сапропеля.

1 слайд

2 слайд

Качественные задачи Изменятся ли показания амперметра и вольтметра, если ползунок реостата передвинуть в направлении стрелки? 1. Прежде всего, в такого рода задачах важно понимать, что напряжение на клеммах является постоянным. Если бы на схеме был нарисован источник тока (например, батарея), то это условие не выполнялось бы! Будьте внимательны! 2. При перемещении ползунка реостата влево, сопротивление реостата становится меньше – ток идет только по левой части реостата, она становится короче. Значит сопротивление всей цепи тоже становится меньше, т.к. реостат и резистор соединены последовательно. 4. Вольтметр показывает напряжение на резисторе. Т.к. сила тока во всей цепи одинакова, то через резистор потечет больший ток. Значит и напряжение на нем увеличится: U=I.R . Вольтметр покажет увеличение напряжения.

3 слайд

Качественные задачи Будет ли изменяться и как показание вольтметра, если ползунок реостата перемещать в направлении, указанном стрелкой? Напряжение на зажимах цепи поддерживается постоянным. Решите задачу самостоятельно. Проверьте ответ, нажав на эту надпись Напряжение не изменится

4 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Вычислите общее сопротивление цепи, изображенной на рисунке ВНИМАНИЕ! В такого рода задачах удобно пользоваться методом эквивалентных схем. Когда мы ищем «общее» сопротивление участка цеп, то мы ищем сопротивление резистора, действие которого в этой цепи было бы таким же. То есть сопротивление одного резистора было бы эквивалентно сопротивлению целого участка Величины: R1=R2=R3=15 Ом R4=25 Ом R5=R6=40 Ом

5 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Рассмотрим первый участок цепи. На нем все резисторы соединены параллельно и равны между собой. Значит, используя закономерности параллельного соединения, находим общее (эквивалентное) сопротивление участка: Теперь можно нарисовать эквивалентную схему, заменив весь первый участок резистором с сопротивление RI

6 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Рассмотрим третий участок цепи. На нем все резисторы соединены параллельно и равны между собой. Значит, используя закономерности параллельного соединения, находим общее (эквивалентное) сопротивление участка: Теперь можно нарисовать эквивалентную схему, заменив весь первый участок резистором с сопротивление RII

7 слайд

Вычисление общего сопротивления цепи Теперь схема преобразовалась в простую схему, в которой есть только три последовательно соединенных участка. Значит, используя закономерности последовательного соединения, находим общее (эквивалентное) сопротивление всей цепи: Ответ: общее сопротивление всей цепи равно 50Ом

8 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление первого участка RI. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом

9 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление второго участка RII. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом RII=2 Ом

10 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление второго третьего RIII. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом RII=2 Ом RIII=4 Ом

11 слайд

Задача для самостоятельного решения Рассчитайте сопротивление второго четвертого участка RIV. Проверьте результат, нажав на эту надпись RI=6 Ом RII=2 Ом RIII=4 Ом RIV=2 Ом

14 слайд

Расчет электрической цепи Воспользуемся результатами расчета сопротивлений. Т.к. полное сопротивление цепи равно 4 Ом, то Такие токи текут в резисторах 1 и 4, следовательно, можно узнать напряжения на них: U1=U4=15В. Тогда напряжение на резисторе 7 равно: U7=U-U4-U1 =30В, а сила тока I7=7,5А. Такое же напряжение будет на всем участке, который мы называли RIII, сопротивление которого равно 4 Ом. Значит через резисторы 2 и 5 течет ток также равный I2= I5= 7,5А I=15А, U=60В U1=U4=15В I1=I4=15А I7=7,5А, U7=30В I2= I5= 7,5А U2= U5= 7,5В Самостоятельно проделайте аналогичные рассуждения для остальных участков и убедитесь в том, что через резисторы 3, 6 и 9 течет ток 2,5 А, а через резистор 8 – 5 А. Напряжение на резисторе 8 – 15 В, на резисторах 3 и 6 – 2,5 В и на резисторе 9 – 10 В.

1 Электрические цепи постоянного тока 1.1 Элементы электрических цепей постоянного тока Электрические схемы – это чертежи, на которых показано, как электрические приборы соединены в цепь. Электрическая цепь - совокупность устройств, предназначенных для передачи, распределения и взаимного преобразования энергии. Основными элементами электрической цепи являются источники и приемники электрической энергии, которые соединены между собой проводниками. В источниках электрической энергии химическая, механическая, тепловая энергия или энергия других видов превращается в электрическую. В приемниках электрической энергии - электрическая энергия преобразуется в тепловую, световую, механическую и другие. Электрические цепи, в которых получение энергии, передача и преобразование происходят при неизменных во времени токах и напряжениях называют цепями постоянного тока.




Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии (источники питания). Вторая группа элементы, преобразующие электроэнергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, химическую и т. д.). В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к электроприемнику (провода, устройства, обеспечивающие уровень и качество напряжения, и др.).


1.2 Источники энергии Источники ЭДС Источник ЭДС характеризуется величиной ЭДС равной напряжению (разности потенциалов) на зажимах при отсутствии тока через источник. ЭДС определяют как работу сторонних сил, присущих источнику, на перемещение единичного положительного заряда внутри источника от зажима с меньшим потенциалом к зажиму с большим потенциалом. Рисунок Обозначения источника ЭДС и гальванического элемента в схемах


Источники питания цепи постоянного тока это гальванические элементы, электрические аккумуляторы, электромеханические генераторы, термоэлектрические генераторы, фотоэлементы и др. Все источники питания имеют внутреннее сопротивление, значение которого невелико по сравнению с сопротивлением других элементов электрической цепи. Электроприемниками постоянного тока являются электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую, нагревательные и осветительные приборы и др. Все электроприемники характеризуются электрическими параметрами, среди которых можно назвать самые основные напряжение и мощность. Для нормальной работы электроприемника на его зажимах (клеммах) необходимо поддерживать номинальное напряжение. Для приемников постоянного тока оно составляет 27, 110, 220, 440 В, а также 6, 12, 24, 36 В.


Напряжение на зажимах реального источника зависит от тока через источник. Если этой зависимостью можно пренебречь, то такой источник называют идеальным. На расчетных схемах обязательно нужно указывать направления напряжений и токов (выбираются произвольно). Рисунок Схема с реальным источником ЭДС


Для реальных источников запишем закон Ома для полной цепи:, U= I ·R н (1.1) где I - ток [A], E - ЭДС [B], R - сопротивление [Ом]. Отсюда следует: U=E-I×R BH (1.2) Напряжение U на зажимах реального источника меньше ЭДС на величину падения напряжения на внутреннем сопротивлении. Идеальный источник имеет R вн =0. Максимальный ток возникает в режиме короткого замыкания при R н =0, при этом выходное напряжение U стремится также к нулю.


1.2.2 Источник тока Источник тока характеризуется током I при короткозамкнутых зажимах (при отсутствии напряжения). Если ток не зависит от напряжения - такой источник называют идеальным. Рисунок Изображение источника тока в схемах


Ток I реального источника энергии зависит от напряжения U на его зажимах. Из закона Ома для полной цепи: (1.3) где - проводимость [См]. Рисунок Схема с реальным источником тока В этой схеме элемент g вн параллельно соединенный с идеальным источником J, называют внутренней проводимостью. Идеальный источник тока имеет g вн =0 (то есть R вн =).


1.2.3 Электрическая мощность Характеризует энергию, генерируемую источником в единицу времени. Для реального источника напряжения: P=E × I [Вт] (1.4) Для реального источника тока: [Вт] (1.5) Сопротивление нагрузки R н характеризует потребление электрической энергии, то есть превращение ее в другие виды при мощности, определяемой по формуле: [Вт] (1.6)


1.3 Обобщенный закон Ома для участка цепи с ЭДС - направление от точки с высоким потенциалом в точку с более низким потенциалом; - направление тока. Рисунок Неразветвленная цепь с источниками ЭДС


(1.7) где: - суммарное сопротивление участка схемы; - напряжение между выводами рассматриваемого участка; - алгебраическая сумма ЭДС действующих на данном участке. Если ЭДС совпадает по направлению с током, то ставится знак, если не совпадает -. Вывод: ток участка цепи с источниками ЭДС равен алгебраической сумме его напряжения и ЭДС, деленной на сопротивление участка.


1.4 Простейшие преобразования в электрических цепях Последовательное соединение сопротивлений Ток идущий в цепи одинаков в любой точке. Рисунок Эквивалентное сопротивление при последовательном соединении сопротивлений




1.4.2 Параллельное соединение сопротивлений Рисунок Параллельное соединение сопротивлений




Для эквивалентного сопротивления запишем формулу: (1.11) Эквивалентное сопротивление цепи, состоящей из параллельных составляющих, всегда меньше меньшего из сопротивлений цепи. Следовательно, при параллельном соединении эквивалентная проводимость цепи равна сумме проводимостей отдельных ветвей.


1.4.3 Замена источника тока источником ЭДС Рисунок Замена источника тока источником ЭДС Баланс мощности различается в этих схемах, поскольку через сопротивление R течет разный ток. Результат решения задачи всегда должен приводиться к исходной схеме. Для схемы с источником тока справедливо следующее соотношение: J - I общ - I R =0 (1.12)


1.5 Подключение измерительных приборов к электрическим цепям Прежде чем производить измерения в электрических цепях нужно определиться со следующими вопросами, исходя из ответа на которые, выбирается измерительный прибор: -постоянный или переменный ток присутствует в данной электрической цепи. Если переменный - то какой именно (форма сигнала, частота); -какого порядка токи и напряжения имеются в данной цепи; -какая погрешность измерения будет нас удовлетворять.


1.5.1 Измерение напряжений Для измерения падения напряжения на каком либо участке цепи, параллельно ему подключают вольтметр с учетом полярности. Вольтметр обладает некоторым внутренним сопротивлением R v, следовательно, во время работы часть тока из электрической цепи пойдет через вольтметр, тем самым режим электрической цепи при подключении вольтметра изменится. Значит, результат измерения будет содержать погрешность. Рисунок Измерение падения напряжения на R 2 вольтметром


Напряжение на R 2, цепи, состоящей из источника и последовательно соединенных сопротивлений R 1 и R 2 без вольтметра: (1.13) где R вн - внутреннее сопротивление источника. Напряжение на R 2, цепи, состоящей из источника и последовательно соединенных сопротивлений R 1 и R 2 с вольтметром: (1.14) Если, то Для того чтобы вольтметр не влиял на исследуемую цепь, стараются делать внутреннее сопротивление вольтметра как можно большим.


1.5.2 Измерение токов Для измерения величины тока, протекающего через некоторый элемент цепи, последовательно с ним в разрыв ветви включают амперметр, с учетом полярности. Так как амперметр имеет некоторое сопротивление R A, включение его в электрическую цепь изменяет его режим, и результат измерения содержит погрешность. Рисунок Измерение тока амперметром


Сила тока в цепи, состоящей из источника и последовательно соединенных сопротивлений R 1 и R 2 без амперметра: (1.15) где R вн - внутреннее сопротивление источника. Сила тока в цепи, состоящей из источника и последовательно соединенных сопротивлений R1 и R2 с амперметром: (1.16) Где R вн - внутреннее сопротивление источника; R A - сопротивление амперметра. Для уменьшения погрешностей стараются делать сопротивления амперметров как можно меньшим.


1.5.3 Измерение мощностей Для измерения мощности, потребляемой каким либо элементом цепи, необходимо, чтобы измерительный прибор измерял падение напряжения на нем и ток через него и перемножал эти значения. Ваттметры имеют четыре входных зажима - два токовых и два по напряжению. Рисунок Схема включения ваттметра для измерения мощности, потребляемой R 2.


1.5.4 Мостовые схемы Мостовые схемы применяются для измерения сопротивлений. ac, cb, ad, bd - плечи моста. ab, cd - диагонали моста. Рисунок Мост Уитстона




Для измерения сопротивления уравновешенным мостом в одно из его плеч включают неизвестное сопротивление. Подстраивая какое-либо другое из плеч, с помощью известных сопротивлений, добиваются баланса моста (т.е. когда вольтметр показывает нуль). После этого находят неизвестное сопротивление. Для питания моста величина ЭДС Е существенного значения не имеет. Важно, чтобы не было ощутимого нагрева сопротивлений, и была бы достаточной чувствительность вольтметра. Сопротивление измерительного прибора также значения не имеет, т.к. в уравновешенном состоянии разность потенциалов точек c и d равна нулю, следовательно, ток через вольтметр не течет. Используются также неуравновешенные мосты, в них не выполняют подстраивание плеч, а величину неизвестного сопротивления отсчитывают по показаниям измерительного прибора со специально отградуированной шкалой. При измерении неуравновешенным мостом требуется стабилизировать ЭДС Е. (1.45)


1.5.5 Компенсационный метод измерения С помощью потенциометров измеряют величину ЭДС. Потенциометр устроен таким образом, что при измерении величины ЭДС E x входной ток отсутствует. Рисунок Потенциометр


Перед работой производят калибровку прибора: для этого переводят переключатель в положение. С помощью R I подстраивают рабочий ток в схеме так, чтобы падение напряжения на сопротивлении R равнялось бы величине ЭДС нормального элемента НЭ. При этом вольтметр должен показывать нуль. Для измерения ЭДС E X переключатель переводят в положение, с помощью отградуированного движка реохорда R p добиваются, чтобы вольтметр показывал нуль, и считывают показания прибора.


1.Понятие «Электрическая цепь» 2. Основные элементы электрической цепи 3.Что принято называть «цепями постоянного тока»? 4.Как характеризуется «источник ЭДС»? 5.От чего зависит напряжение на зажимах реального источника? 6.Как характеризуется «источник тока»? 7.Из закона Ома для полной цепи. 8.Расчетное определение проводимости. 9.Что характеризует «Электрическая мощность»? 10.Обобщенный закон Ома для участка цепи с ЭДС. 11.Последовательное соединение сопротивлений. 12.Параллельное соединение сопротивлений. 13.Замена источника тока источником ЭДС, характеристика. 14.Подключение измерительных приборов к электрическим цепям. 15.Измерение напряжений, методика. 16.Измерение токов, методика. 17.Измерение мощностей, методика. 18.Мостовые схемы 19.Компенсационный метод измерения КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Примечания, дополнения Участок электроцепи, вдоль которого протекает один и тот же ток, называется ветвью. Место соединения ветвей электроцепи называется узлом. На электросхемах узел обозначается точкой. Любой замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям, называется контуром электрической цепи. Простейшая электрическая цепь имеет одноконтурную схему, сложные электрические цепи несколько контуров. Согласованный режим источника питания и внешней цепи возникает в том случае, когда сопротивление внешней цепи равно внутреннему сопротивлению. В этом случае ток в цепи в 2 раза меньше тока короткого замыкания. Самыми распространенными и простыми типами соединений в электрической цепи являются последовательное и параллельное соединение.


Элементами электрической цепи являются различные электротехнические устройства, которые могут работать в различных режимах. Режимы работы как отдельных элементов, так и всей электрической цепи характеризуются значениями тока и напряжения. Поскольку ток и напряжение в общем случае могут принимать любые значения, то режимов может быть бесчисленное множество. Режим холостого хода это режим, при котором тока в цепи нет. Такая ситуация может возникнуть при разрыве цепи. Номинальный режим бывает, когда источник питания или любой другой элемент цепи работает при значениях тока, напряжения и мощности, указанных в паспорте данного электротехнического устройства. Эти значения соответствуют самым оптимальным условиям работы устройства с точки зрения экономичности, надежности, долговечности и пр. Режим короткого замыкания это режим, когда сопротивление приемника равно нулю, что соответствует соединению положительного и отрицательного зажимов источника питания с нулевым сопротивлением. Ток короткого замыкания может достигать больших значений, во много раз превышая номинальный ток. Поэтому режим короткого замыкания для большинства электроустановок является аварийным.


Список литературы Основная 1.Основы теории цепей. Г. В. Зевеке, П. А. Ионкин, А. В. Нетушил, С. В. Страхов. М.: Энергоатомиздат, 1989, 528 с. 2.Теоретические основы электротехники. Том 1. Л. Р. Нейман, К. С. Димирчян Л.: Энергоиздат, 1981, 536с. 3.Теоретические основы электротехники. Том 2. Л. Р. Нейман, К. С. Димирчян Л.: Энергоиздат, 1981, 416с. 4.Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. Л. А. Бессонов М.: Высш. шк., 1996, 638 с. Дополнительная 1.Основы теории электрических цепей. Татур Т. А. Высш. шк., 1980, 271 с Сборник задач и упражнений по теоретическим основам электротехники. /Под ред. П. А. Ионкина. М.: Энергоиздат, 1982, 768с Руководство по лабораторным работам по теории линейных цепей постоянного и синусоидального тока. /Под ред. В. Д. Эскова -Томск: ТПУ,1996,32с Руководство по лабораторным работам по установившимся режимам нелинейных цепей и переходным процессам в линейных цепях. /Под ред. В. Д. Эськова - Томск: ТПУ, 1997, 32 с.

Класс: 8

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель: изучить составные части электрической цепи, условные обозначения, применяемые на схемах.

Задачи:

  • Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.
  • Воспитательная – способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке цепи, интереса к физике.
  • Развивающая - способствовать развитию умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний. (8 мин.)
  3. Изучение нового материала. (12 мин)
  4. Закрепление знаний. (15 мин.)
  5. Этап первичной проверки знаний. (5 мин.)
  6. Домашнее задание. (1 мин.)
  7. Итог урока. (1 мин.)
  8. Рефлексия. (2 мин.)

Оборудование: гальванический элемент, лампочка, ключ, соединительные провода, таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ, таблица контроля, компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока

1. Орг. Момент (объяснить работу в группах)

Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов Величество
Зовется электричество!

2. Актуализация знаний.

Каждой группе предлагается выбрать лист с вопросом:

  • Что такое электрический ток?
  • Какие условия необходимы для существования электрического тока?
  • Зачем нужен электрический ток?
  • Направление электрического тока?

(Для подготовки учащихся к ГИА необходимо включать в различные этапы урока и домашнюю работу разнообразные задания, которые будут способствовать сформированности методологических знаний и умений – задание с выбором ответа, уровня владения экспериментальными умениями, умения решать качественную задачу, а также задания по работе с текстом физического содержания.)

При повторении материала учащимся предлагается следующее задание: (слайд 2)

3 . Используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока:

Слайд 3

4. Изучение нового материала.

Тема урока: «Электрическая цепь».

Откройте тетради и запишите тему урока. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью . Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе… (для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока (для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ) слайд 4 .

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:

  • потребитель
  • источник тока
  • соединительные провода
  • замыкающее устройство

У Вас на столе страница учебника Г.Н. Степановой, особенность учебника заключается в том, что в каждом абзаце есть ключевое слово, в первом, например, «Электрическая цепь», его и поместим в центр. В остальных составляющие блоки цепи. На полях то, что входит в блоки и как обозначается на схеме. На столе для каждой группы лежит нетбук, на рабочем столе файл со словом кластер. Открываем его и составляем кластер, используя учебник.

Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.

Ребята, вам предстоит выполнить практическую работу.

Какие правила техники безопасности вы будите соблюдать?

Практическая работа.

Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.

По группам собирают простую цепь (источник тока, лампа, ключ, соед. провода)

Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет.

5. Этап первичной проверки знаний.

Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора.

Осуществим проверку, используя таблицу контроля:

Ошибок

> 4

Оценка

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: