Социальные сервисы в образовании. Социальные сервисы интернет. Тёмная сторона социальных сетей

Код ACM 2012 10011730 Социальная сеть на Викискладе

Социальная сеть - онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или оффлайн-связи.

Подвиды

  1. Социальные закладки (англ. social bookmarking ). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов . Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious .
  2. Социальные каталоги (англ. social cataloging ) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier , LexisNexis , Academic University , CiteULike , Connotea .
  3. Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: discogs.com , IMDb.com .
  4. Социальные медиахранилища - сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.
  5. Специализированные социальные сети. Объединяют людей по определённым критериям (например, возраст, пол, вероисповедание, определённые увлечения и т. д.).
  6. Сервисы для совместной работы с документами .
  7. Геосоциальные сети позволяют налаживать социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

История

Популярность в Интернете социальные сети начали завоёвывать в 1995 году , с появлением американского портала Classmates.com . Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 года, когда в США были запущены LinkedIn , MySpace и Facebook . В русскоязычном же сегменте интернета социальные сети в виде Одноклассников и ВКонтакте , стали набирать популярность с 2006 года (русская версия сайта Facebook появилась только в 2008 году).

Реклама в социальных сетях

Социальные сети являются мощным инструментом маркетинговых исследований , поскольку пользователи добровольно публикуют информацию о себе, своих взглядах, интересах, предпочтениях и так далее. Ввиду этого рекламодатели могут весьма чётко определять, каких именно пользователей заинтересует их объявление, и направить свои рекламные объявления конкретным пользователям, в зависимости от информации в их профилях (возраст, пол, место жительства и прочее). Такой тип рекламы получил название таргетированной (англ. «Target» - цель).

Объём рынка рекламы в социальных сетях неуклонно растёт. В 2007 году, по оценкам аналитической компании eMarketer, он достиг отметки в 1,225 млрд долларов. При составлении отчёта экспертами eMarketer учитывались все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную , контекстную , аудио и видеорекламу , а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях. Кроме того, в прогнозах впервые учитываются расходы на создание виджетов и приложений . В 2011 году доходы социальных сетей от рекламы превысили 5 миллиардов долларов .

  • интересы;
  • возраст;
  • география;
  • социальное положение;
  • уровень дохода;
  • марка используемого мобильного устройства (Apple, Samsung)
  • и т. п.

Другим способом привлечения клиентов через социальные сети является создание компаниями сообществ в социальных сетях. Такие сообщества позволяют доносить новую информацию до пользователей, которых вероятнее всего заинтересует продукция или услуги компании.

Социальные сети могут использоваться не только в качестве инструментов связей с общественностью и прямого маркетинга, но и в качестве каналов связи, предназначенных для очень специфической аудитории с влиятельными лицами в социальных сетях и личностями социальных сетей, а также в качестве эффективных инструментов привлечения клиентов.

Тёмная сторона социальных сетей

Многие люди не понимают, что информация , размещённая ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, не обязательно с благими намерениями. Информацию о человеке в социальных сетей могут найти их работодатели , родственники, сборщики долгов, преступники и другие заинтересованные лица. Судебные приставы иногда используют социальные сети, чтобы найти неплательщиков или получить сведения об их имуществе .

Известен случай проявления психосоматических расстройств на почве зависимости от общения в социальных сетях - в Белграде пользователь Снежана Павло́вич (Snezhana Pavlović) попала в психиатрическую клинику после того, как её заметка в социальной сети «Facebook» не вызвала интереса среди её друзей. Врачи клиники назвали этот случай «синдром Снежаны», объясняя поведение пациентки как обычный стресс от неудовлетворённости социальной потребности индивидуума в современном мире .

Некоторые СМИ утверждают, что в соцсетях действуют так называемые группы смерти , которые пропагандируют суицид и могут довести детей до самоубийства . В 2016-м году Роспотребнадзор заявил, что более трети материалов, описывающих способы добровольного ухода из жизни и агитирующих к ней собрано в социальной сети «ВКонтакте» . С 7 июня 2017 года в России действует закон об уголовной ответственности за создание «групп смерти» в интернете предусматривающий до 6 лет лишения свободы . Создатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Валерьевич Дуров в своём интервью DLD Conference упоминал про проблемы интернет-троллинга и обещал решить их, создав новую социальную сеть «LiveOnce», используя уже готовые серверные решения и протоколы «Telegram» .

См. также

Примечания

Литература

  • Лавренчук Е. А. . Аутопойезис социальных сетей в интернет-пространстве : диссертация. - М. , 2011.
  • Boyd, D. and Ellison, N. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship (англ.) // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Vol. 13 , no. 1 . - P. 210-230 . - ISSN . - DOI :10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x .
  • Ефимов Е. Г. , Кузнецов А. А. . Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем . - Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - С. 144-145. - ISBN 978-5-7786-0419-3 .
  • Наталия Ермолова. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. - М. : Альпина Паблишер , 2013. - 357 с. - ISBN 978-5-9614-2280-1 .
  • Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. - М. : , 2013. - 360 с. -

Способы общения в Сети - выдержки из истории развития Интернета

Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. С точки зрения массового пользователя возможность прямого обмена информацией даже важнее сугубо технологических задач обеспечения совместных вычислений или доступа к хранилищам данных.

Современные формы общения в Сети сформировались на основе нескольких решений:

1. Электронная почта. Исторически возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями и показала саму возможность общения с помощью сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами (“Один к одному”), при небольшой модификации она позволила обмениваться информацией группам людей “Один ко многим”. Такой модификацией стали списки рассылки.

2. Телеконференции, группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем почтовых сообщений. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, группировка сообщений в нити, направления обсуждений.

3. Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Сети в режиме on-line. Для них полезно иметь возможность взаимодействовать в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение практически мгновенно (задержка в ответе не становится принципиальным перерывом в обмене). Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (в примерном переводе - “Дружеская беседа через Интернет”). В рамках этого сервиса общение проходит через специализированные узлы в рамках общих направлений - каналов.

Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было целью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач - информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных (частных) пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества - т.е. группы людей, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена - личная и общественная, со временем появились и личные отношения.

Такие сообщества имели (и до сих пор имеют) особенности, обусловленные их техническим характером:

1. Как правило, пользователем в таком сообществе считается формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname - уменьшительное имя, прозвище, кличка). Один фактический пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько “жизней”.

2. Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции “чистым” текстом передать сложно и не всегда такой текст интерпретируется одинаково, то появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, - смайлы (от англ. smile - улыбка).

3. Характерная особенность часто общающейся группы людей - накопление активно использующейся истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания “свой-чужой”. В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто - жаргона.

4. Стиль общения в таких средах, не в последнюю очередь из-за того, что общение ведется чаще всего от имени “ника”, не имеющего пола, возраста и социального статуса, более свободный, чем в обычной жизни.

Современные формы общения с помощью Сети во многом похожи на упомянутые выше сервисы. Ведь сервисы эти сформировались на основе общепринятых представлений и привычек в обмене информацией, а эти привычки от технологии зависят мало (точнее, они меняются гораздо медленнее). Унаследовали современные сообщества и особенности, хотя и стали гораздо шире и разнообразнее - за счет возросших технических возможностей и количества участников.

Наиболее распространенные современные средства общения для своей работы используют программы-браузеры и с технической точки зрения являются специализированными web-приложениями. Такой способ организации позволяет максимально упростить работу за счет использования хорошо изученной программы, к использованию которой люди уже привыкли, за счет максимального сокращения настроек системы, а также за счет доступности - фактически с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара.

Современные средства общения в Сети, ориентированные на использование
web-технологий

Опишем несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью идеологии HTML-страниц:

1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.

2. Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение - в ответ на уже написанные. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви - так же, как и в телеконференциях. Самым распространенным видом форумов сейчас являются форумы табличные, в которых обсуждение темы идет линейно, - это позволяет быстрее прочесть обсуждение. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.

3. Блоги (от англ. web log - web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет журнал - т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть различными; самый распространенный подход - это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. Чаще всего блог ведут не на своем отдельном сайте (хотя исторически именно эта форма была первой), а в рамках крупной системы, похожей на общедоступный почтовый сервис.
В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра - список записей из журналов “друзей” (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества - журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества. Спектр сообществ очень велик - от сообщества фотографов до сообщества “Отдам даром”, - в котором каждый может объявить об отдаче ненужной вещи кому-то еще.

С распространением этих форм стали образовываться социальные сети - т.е. совокупности участников, объединенных средой общения. Нельзя сказать, что такие приложения - единственная база для создания подобных объединений, но она наиболее распространена. В отличие от подавляющего большинства web-проектов содержание подобных ресурсов, поддерживающих такие сети, формируется не четко оговоренной сравнительно небольшой группой людей, а всеми участниками сети.

В целом все современные средства обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

1. В подавляющем большинстве сред предусматривается регистрация пользователей - т.е. на каждого человека должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторое количество данных для идентификации. Многие системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы.

2. Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля.

3. Помимо учетных данных, пользователь настраивает рабочую среду - внешний вид, дополнительные данные о себе (подпись, иллюстрацию-аватар и т.п.).

4. Большинство систем, ориентированных на личную работу, имеют своеобразную внутреннюю систему обмена личными сообщениями.

На основе такого подхода, когда содержание сайтов генерируется посетителями в процессе общения, появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество своеобразных web-сервисов.

Приведем несколько примеров проектов, приведших к созданию социальных сетей:

Попав в этот раздел, вы увидите заглавную страницу (рис. 1). Заглавная страница содержит ссылки на разделы энциклопедии, служебные и справочные страницы и на некоторые уже написанные статьи. Статьи, попавшие в группу избранных, считаются лучшими статьями русской Википедии. Мы рекомендуем ознакомиться с ними для того, чтобы представлять себе, как должна выглядеть образцовая статья и что она должна содержать. Под ней приводится пример той или иной хорошей статьи (хоть и не избранной).

Рис. 1. Заглавная страница русского разела Википедии

Ниже расположено основное средство поиска нужной информации и (заодно) начала редактирования статей. Это поле ввода понятия для поиска и две кнопки под ним.

Кнопка “Поиск” выполнит поиск введенного словосочетания среди названий и содержания статей. Результатом поиска будет список ссылок (или сообщение, что таковых нет), отсортированных по релевантности.

Кнопка “Перейти” пытается выполнить переход к статье, описывающей введенное понятие. Если такой статьи нет, то вам предложат ее создать - т.е. набрать на странице редактирования.

Основные ссылки на средства обсуждения и редактирования статей расположены над текущей страницей в виде закладок. К таким средствам относятся: “Статья” - собственно содержание текущей страницы, “Обсуждение” - страница с обсуждением тех или иных исправлений, “Правка” (она же “Просмотр” - если изменения заблокированы) - редактор текста страницы и, наконец, “История” - список изменений страницы (рис. 2).

Существенной особенностью любой вики-системы является сохранение всех предыдущих версий каждой страницы. Это позволяет, сравнивая их, определять вклад каждого участника или возвращаться к предыдущим версиям, если правка была неудачной или неверной.

При отображении статьи вы увидите ее текст, возможно, со вставленным оглавлением (создаваемым автоматически на основании разделов статьи). Текст может включать в себя ссылки (либо внутренние - на страницы Википедии, либо внешние - на страницы сети Интернет). Внешние ссылки отмечаются специальным знаком.

Внутренние ссылки фактически являются переходом по названию, где название - это то, что считается ссылкой на экране. Внутренние ссылки могут быть синего (уже созданные статьи) или красного цвета (статьи пока нет) (рис. 3). Переход по красной ссылке, как и переход по неопределенному понятию, приведет к предложению создать страницу.

Такая логика работы продиктована принципом создания статей энциклопедии. В отличие от обычной страницы здесь работа начинается с ввода названия, которое и является описываемым понятием.

Правка статьи с технологической точки зрения мало отличается от ее создания - поэтому дальше мы будем говорить в основном о синтаксисе языка описания страниц.

Названия статьям даются в именительном падеже и единственном числе. Если название неоднозначно и требует пояснений, то пояснение дается в скобках.

Статья традиционно начинается с того же словосочетания, которое образует ее название. Вместе с ним записывается его этимология (происхождение слов), ударение, необходимые дополнительные данные. Далее за ним идет определение или начальное описание, а потом начинается и сама статья.

Основы синтаксиса страниц в Википедии

Статья (точнее, любая страница - обсуждение, описание иллюстрации и т.п.) пишется на русском 3 языке. Абзацы в тексте разделяются пустой строкой. Для выделения раздела абзац должен начинаться со знака “=”. Заголовки первого уровня начинаются с одного знака равенства, второго - с двух. Как правило, больше трех уровней заголовков в статье не бывает.

Для расстановки связей, вставки иллюстраций и других дополнений в тексте делаются пометки. Язык пометок очень прост и не требует много времени на изучение. Самые частые виды пометок вынесены в виде кнопок на панель, расположенную над редактируемым текстом (рис. 4).

Краткий список возможных пометок приведен в конце статьи.

Иллюстрации

Механизм вики позволяет использовать в статьях иллюстрации 4 . Следует учитывать, что для обеспечения доступности изображение должно быть опубликовано на каком-либо сайте в сети, а доступ к нему обеспечиваться по протоколу HTTP с помощью URL.

В проекте вики изображение либо размещается в локальной Википедии (русской), либо на викискладе (Wikimedia). Доступ к файлам выполняется на основе имен, поэтому перед загрузкой нужно дать файлу название, описывающее изображение и уникально его определяющее. Название самому изображению, как правило, давать не рекомендуется - чтобы его можно было использовать с разными языками.

Изображения общедоступны, поэтому стоит перед загрузкой собственной копии поискать уже имеющиеся. Загрузка изображения возможна только для зарегистрированных пользователей.

Для обеспечения правильного просмотра и расширения возможностей последующего использования рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Изображение загружается в максимальном качестве (в первую очередь - разрешении). Уменьшение (для предварительного просмотра) рекомендуется обеспечивать средствами самой Википедии (синтаксис описывается ниже). Это позволяет просматривать иллюстрацию на разных мониторах, печатать, изучать детали.

2. Векторные изображения помещаются в формате svg .

3. Растровые изображения с плавными цветовыми переходами и большим количеством цветовых оттенков (например, фотографии) помещаются в формате jpeg .

4. Растровые изображения с четкими границами и сравнительно небольшим количеством цветов помещаются в формате png .

5. Анимированные изображения анимации помещаются в формате gif .

Описывается изображение на автоматически создаваемой после загрузки странице с помощью шаблона.

Шаблон - это фактически небольшая страница, написанная по заранее заданному формату. Используя шаблон, вы указываете только параметры, а форматирование потом будет выполнено на основе описания самого шаблона. В этой статье подготовка шаблонов не рассматривается.

Для описания изображения шаблон используется так:

{{Изображение

| Название =

| Время создания =

| Источник =

| Лицензия =

Вместо текста в угловых скобках вы можете написать свой.

Чтобы разместить в статье изображение6, нужно вставить в текст пометку следующего вида:

[[Изображение:Имя_Изображения]]

Несколько дополнительных параметров приведены в таблице.

В некоторых случаях бывает полезно разместить в статье несколько изображений - создать так называемую “галерею” (например, работ одного художника или видов одного и того же места). Для этого есть служебный тег . Внутри этого тега приводится несколько строк, каждая из которых описывает изображение правилам, перечисленным в таблице.

Помимо названия статьи, зачастую бывает необходимо как-то обозначить привязку этой статьи к более широкому информационному классу. Одного упоминания в тексте мало - как вам известно, в этом случае при поиске необходимо знать, что именно и в какой форме искать.

Например, статью о Москве нужно как-то связать со страной, с общим списком столиц мира и т.п.

Для этих целей в вики предусмотрен механизм категорий. Фактически категория - это название того самого класса, информационной общности.

Обозначение привязки к категории выполняется вставкой конструкции вида:

Таких отметок может быть несколько. Например, статья о Москве в этом случае может относиться к категориям “Россия”, “Столицы”, и отмечаться в тексте статьи это будет так:

Использование категорий, особенно вложенных, позволяет организовать иерархический поиск статей, просмотр статей по общему направлению и т.п. Без категорий такой обзор создать достаточно сложно.

Хорошая статья обязательно включает в себя привязки к различным категориям, что увеличивает ее ценность и общую связность энциклопедии.

Технические реализации, дополнительные возможности

Среда вики - открытая и регламентирует только общую идеологию работы.

Возможности же этой идеологии реализуются с помощью разных программных пакетов, которые называются вики-механизмами (“engine” - механизм, двигатель). Основная задача любого вики-механизма - это обеспечение преобразования вики-разметки во внешний вид, привычный пользователю, - чаще всего в HTML-страницу.

Механизмов существует достаточно много, описанный выше механизм MediaWiki - наиболее распространенный из них. Другие механизмы отличаются от него - иногда основной платформой (web-сервером, системой хранения), наличием языков написания сценариев, возможностью разграничения доступа к статьям и их редактированию и другими дополнительными возможностями.

Примерами таких механизмов могут служить:

  • Wikka Wiki - вики-механизм, аналогичный MediaWiki. Использует PHP и MySQL.
  • DidiWiki - очень маленький и очень простой вики-механизм. Написан на языке C и имеет встроенный http-сервер. Применяется для организации персональных хранилищ.
  • FlexWiki. Разработан на платформе.NET. Разработан сотрудником фирмы Microsoft и широко используется внутри корпорации. Содержит такие инструменты, как пространства имен (namespaces) и встроенный язык программирования (WikiTalk).

Дополнительные возможности для редактирования и отображения информации часто реализуются с помощью расширений (“extensions”). Расширение - это дополнительный набор программ, который по оговоренным правилам интегрируется в вики-механизм и позволяет расширить возможности представления информации.

В качестве примера расширения, уже интегрированного в механизм “большой” вики, можно назвать TeX. Изначально TeX - язык разметки, предназначенный для набора сложных текстов с математическими формулами. В составе MediaWiki уже есть расширение, которое позволяет использовать этот язык разметки для отображения формул на страницах.

Если разворачивать вики-механизм MediaWiki на своем сайте, то дополнительно можно установить очень большое количество самых разных расширений, например:

  • GraphViz - пакет программ, разработанный специалистами лаборатории AT&T для визуализации различных графов. Для описания графов применяется текстовый формат, что позволяет легко интегрировать его в вики-разметку.
  • GISWiki - расширение, позволяющее привязывать статьи к географическим координатам и отображать положение объектов на картах и спутниковых фотографиях системы GoogleMaps.
  • FCKEditor - текстовый редактор, позволяющий готовить статьи без знания языка разметки, примерно так, как готовятся документы в Microsoft Word.

Количество расширений для механизма MediaWiki превышает 190, поэтому для большинства задач можно подобрать необходимое решение. Как и сам механизм вики, расширения его являются свободно распространяемыми.

Примеры реализованных вики-проектов

1. www.wikipedia.org - проект подробно описывался выше. Самый масштабный из реализованных проектов в рамках этой идеологии стал и источником всех остальных. Помимо основного проекта, существует и целый ряд сопутствующих:

  • Викисклад (Wikimedia) - хранилище общедоступных мультимедийных материалов.
  • Викитека - общедоступная библиотека оригинальных текстов.
  • Викиучебник - библиотека общедоступных руководств и учебников.
  • Викиновости - система публикации новостей.

Доступен и целый ряд других проектов.

2. www.letopisi.ru - русскоязычный образовательный проект. Цель проекта - создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. Организаторы предполагают создать с помощью этого ресурса представительства всех школ и образовательных учреждений страны.

В рамках общего проекта реализуется несколько направлений, по которым участники могут быстро развивать ресурс, - семейные истории, истории родных городов и школ и т.д.

3. www.wikiznanie.ru - русскоязычный проект, авторы которого хотели бы публиковать не только готовые результаты, но и идущие исследования, гипотезы и прочее.

4. 31 октября 2006 года глава Национальной разведки (DNI) США Джон Негропонте (John Negroponte) представил “Шпионопедию” (Intellipedia8), собственный вариант реализации открытой энциклопедии Википедия. Сообщается, что “сверхсекретная” “Шпионопедия”, к помощи которой прибегают сотрудники 16 секретных ведомств США, уже содержит 28 тысяч статей. Количество пользователей за полгода, прошедших с момента открытия проекта (запуск “Шпионопедии” состоялся 17 апреля 2006 года), составляет 3600 человек. Одним из главных преимуществ подобного обмена информацией американские разведчики назвали возможность рассмотрения всех возможных точек зрения на ту или иную проблему, а также то, что все доклады по теме можно будет свести в единую базу данных. По мнению спецслужб, это позволит избежать провалов, таких, как безуспешные попытки обнаружить оружие массового поражения в Ираке.

5. Многие небольшие вики-механизмы используются для того, чтобы организовать собственное информационное пространство при работе дома или в небольшой группе людей.

Концепция коллективно изменяемых страниц, предельно простого языка разметки и общедоступных расширяемых механизмов для их реализации - один из самых эффективных и простых в освоении подходов к решению большого класса задач самого разного назначения. Википедия и механизм вики - одно из наиболее востребованных и совершенных приложений концепции Web 2.0 - движения по развитию и совершенствованию web-приложений.

Применение энциклопедии и ее механизмов, и в особенности - само изучение подходов и стратегий, лежащих в основе успешных вики-проектов, может существенно расширить спектр возможностей для организации развития учащихся, возможности учителей в обеспечении доступности и актуальности учебных материалов, лучше подготовить учеников к работе в изменяющихся современных условиях.

Принципы Web 2.0:Коллективизм
Кооперация
Открытость
Доступность
Дружественность интерфейса
Легкость в использовании

«Web 1.0»

Web 1.0
Сайты
Электронная почта
Форумы
Службы мгновенного обмена
сообщениями сети Интернет (ICQ, Skype)

Технологии web 1.0

Однонаправленные услуги технологии WEB 1.0

Технологии Web 2.0

Привлечение пользователей к наполнению контента

Особенность Web 2.0

Привлечение пользователей к наполнению
и многократной выверке контента.
Это означает создание на базе платформы
интернет Web-приложений, успех которых
зависит от того, насколько пользователи
участвуют в их наполнении содержанием.
Главная роль в Web 2.0 отводится человеку,
а не технологиям.

«WEB 2.0»

Социальные сети
Web 2.0
Блоги
(личные журналы)
Вики-Вики
(простое создание веб-страниц и совместное
редактирование текста)
Медиа
(совместное использование фото, видео,
презентаций и т.д.)
Хранение закладок
(ссылки на интересные веб-страницы)
"Эффективное управление библиотекой", краевой семинар - совещание руководителей библиотечных систем, 27-28 марта, 2013 г.

Отличия Web и Web 2.0

Возможности сервисов Web 2.0

Социальные сервисы Интернет

Ви́ки (англ. wiki)

Виики (англ. wiki)
- веб-сайт, структуру и содержимое
которого пользователи могут
самостоятельно изменять с помощью
инструментов, предоставляемых самим
сайтом. Форматирование текста и вставка
различных объектов в текст производится с
использованием вики-разметки.
По данным: http://ru.wikipedia.org/wiki

wiki-технологии позволяют:

размещать в открытом доступе различные
материалы;
обсуждать различные вопросы;
привлекать пользователей к самостоятельной
работе по разработке интернет-ресурсов;
совместно разрабатывать проекты,
предполагающих создание электронных
материалов, их размещение и обсуждение в
сети Интернет и др.

Русская Википедия (то есть раздел
Википедии на русском языке) занимает
7-е место по количеству статей среди
всех языковых разделов Википедии
(после английской, шведской, нидерлан
дской, немецкой, французской, варайск
ой Википедий), имея на сегодняшний
день в своём составе 1 262 645 статей.

Хранение ресурсов

authorstream.com
slideshare.com
drive.google.com
skydrive.live.com
Презен Публи
тации кации
Фото
picasa.google.com
flickr.com
Видео
youtube.com
rutube.ru

Сервисы хранения презентаций

AuthorStream
Slideshare

SlideShare
Хостинги презентаций
SlideShare (http://www.slideshare.net) -это социальный
интернет-сервис, который ориентирован на публикацию
слайд-шоу в сети.
На SlideShare можно загружать презентации не в формате
видео, а в “традиционном” виде - документе PowerPoint, Open
Office Impress (объем не более 30 Мб).
Подготовленную в этих редакторах презентацию можно тут же
опубликовать на SlideShare без лишней траты времени на
конвертацию.
Текстовые, графические и видео-материалы в презентации,
можно легко сопроводить музыкой, звуковыми эффектами и
комментариями.

AuthorStream (хостинг презентаций)

AuthorSTREAM, http://
www.authorstream.com – платформа для
размещения веб-презентаций PowerPoint.
После создания презентация в Microsoft PowerPoint
пользователи могут загрузить презентации в
authorSTREAM. Презентации преобразуются в Flashформат.
Пользователи могут получить уникальный код Flashпрезентация для встраивания в блогах и веб-сайтах.

Сервисы хранения медиафайлов

RuTube, rutube.ru хостинги для видео, основным контентом
которого являются видеоролики, снятые и
загруженные зарегистрированными
пользователями, имеющими на сервисе
свой аккаунт. Предоставляют возможность
просмотра, прослушивания и
присоединения к онлайн-программам
радио и телевидения.
Рейтинги, конкурсы и комментарии
пользователей.

Сервисы хранения медиафайлов

YouTube, youtube.com - сервис,
предназначенный для просмотра и
размещения в Интернете видео, созданного
пользователями всего мира.
Профессионально снятые фильмы, клипы,
любительские видеозаписи, видеоблоги.
Предоставляет услуги хостинга
видеоматериалов. Пользователи могут
добавлять, просматривать и комментировать
видеозаписи.

Сервисы хранения медиафайлов

Flickr (Фликр), flickr.com – социальная
сеть с фотохостингом и видеохостингом.
Один из первых сервисов Веб 2.0 и один из самых
популярных сайтов среди блогеров для
размещения фотографий и групп для их
обсуждения.
Владелец Flickr - компания Yahoo! Пользователи
размещают видеоролики, создают альбомы, хранят
свои фотографии, помечают их тегами и узнают
мнения о них со всего мира.
Платные аккаунты не имеют ограничений на
количество альбомов и фотографий. Количество
фотографий на сайте достигло пяти миллиардов
снимков.

Сервисы хранения медиафайлов

Picasa, picasaweb.google.com –
редактирование и упорядочение
фотографий, создание фотоальбомов,
добавление географических мест и пр.
Бесплатная загрузка.
Допускается загрузка фото
размером до 20 Мбайт.
Есть три уровня доступа: для всех, только для
владельца и вход по приглашению.

Социальные сети

Рейтинг социальных сетей по посещаемости в России
Место в рейтинге, Название, Адрес, Посещаемость в мире (Рейтинг посещаемости
в своей стране; Доля российских пользователей в социальной сети).
1. ВКонтакте, vkontakte.ru, 30/2; 78,8%
Социальная сеть-лидер
2. Мой мир, mail.ru, 31/3; 72,0% исключение см. ниже *
русскоязычного сегмента
3. Одноклассники, odnoklassniki.ru, 86/5; 67,5%
4. Ютуб, youtube.com, 4/4; 1,7%
5. Википедия, wikipedia.org, 6/6; 3,4% 6. ЛайвДжорнал, livejournal.com, 78/10; 34,4%
7. Блоггер, blogger.com, 7/8; 1,2%
Социальная сеть-лидер
8. Фейсбук, facebook.com, 2/3; менее 0,4%
международного сегмента
9. Пати покер, partypoker.com, 137/36; 14,2%
10. Рутуб, rutube.ru, 944/40; 68,6%
11. Дайри, diary.ru, 1160/41; 82,1%
12. Мамба, mamba.ru, 1421/63; 64,5%
13. Лавпланет, loveplanet.ru, 1678/65; 79,4%
14. Травиан, travian.ru, 1505/69; 70,9%
15. Беон, beon.ru, 1942/69; 77,6%
16. Твиттер, twitter.com, 13/13; 0,9%
17. Фликр, flickr.com, 32/21; 1,3%
18. Мир тесен, mirtesen.ru, 2015/90; 69,7%
19. Майспейс, myspace.com, 11/5; 0,8%

20. Мой круг, moikrug.ru, 2636/93; 82,0%
"Троицкая межпоселенческая

Социальные сети

В контакте vk.ru
Одноклассники
odnoklassniki.ru
Facebook facebook.com
Летняя библиотечная школа, МУК
"Троицкая межпоселенческая
центральная библиотека", 27 июня 2012

Сервисы создания ресурсов Создай свой опрос (http://www.anketer.ru)

Летняя библиотечная школа, МУК
"Троицкая межпоселенческая
центральная библиотека", 27 июня 2012

Сервисы создания ресурсов

Photopeach.com – сервис для создания слайд-шоу
Получается презентация в виде слайд-шоу с
дополнительными возможностями:
титры на слайдах,
музыкальное фоновое сопровождение,
возможность "привязки" видеоролика.
Два варианта просмотра - слайдами и
«спиралью».
Возможность создания на слайдах
викторины или теста (с устной проверкой в
ходе просмотра).
Основные функции на сервисе бесплатные.

Сервисы создания ресурсов

Calameo.com - сервис для мгновенного
создания интерактивных публикаций в Интернете
Из файла можно создать брошюры,
презентации, каталоги, отчеты и
многое другое.
Можно «перелистывать» страницы,
отмечать интересные места,
увеличивать масштаб изображения и
не только.
Сервис работает с форматом PDF,
но и с Microsoft -Word, Power Point,
Excel, TXT и OpenOffice.

Сервисы создания ресурсов

Prezi.com - это сервис, с помощью которого можно создать
интерактивную презентацию с нелинейной структурой
Можно создавать презентации нового вида
с нелинейной структурой.
Всю презентацию можно свернуть в одну
картинку, и напротив, каждый элемент
презентации может быть увеличен
(акцентирован) для более детального
изучения и привлечения внимания.
Сервис Prezi.com требует регистрации на
нем участников. Зарегистрированный
пользователь получает 100 Мбайт сетевого
пространства для реализации своих идей.

Сервисы создания ресурсов

Dipity.com – онлайн-сервис для создания лент времени
На "ленту времени" наносятся
фотографии(или видео) и текст,
рассказывающие о различных событиях,
предметах или персонах.
Таким образом можно проследить их
историю.
Можно изменить вид ленты:
шкала времени
книга быстрого просмотра
в виде списка
местоположение события на карте

Сервисы создания ресурсов

GLOGSTER – социальный сервис создания виртуального
плаката
Глог, glogs (сочетание слов Графический + БЛОГ, graphica
blogs) – это мультимедийная веб-страница или
мультимедийный постер
Глоги публикуют только на двух сайтах: Glogster
(для личного пользования) и Glogster EDU (для
учебных целей) - http://www.glogster.com.
В глогах можно помещать свои рисунки и
фотографии в разные точки страницы, выбирать
размеры изображений, их взаимную ориентацию,
закачивать музыку и видео, включать
мультимедиа кнопками разных проигрывателей,
вставлять ссылки на внешние ресурсы и т.д.

Перспективы развития WEB WEB 3.0

Web 3.0 - концепция развития интернеттехнологий, сформулированная
руководителем Netscape.com Джейсоном
Калаканисом (англ. Jason Calacanis) в
продолжение концепцииWeb 2.0 Тима
О’Рейли. Её суть в том, что Web 2.0 является
только технологической платформой, а Web
3.0 позволит на её основе силами
профессионалов создать
высококачественный контент и сервисы.

Web 3.0

Web 3.0
Под Web 3.0 понимается Интернет, в котором
высококачественный контент создается
профессионалами, и наиболее качественный
контент показывается по поисковым запросам,
более эффективно фильтруются перепосты и
мусор. Вводится «социальный поиск», ищущий
то, что необходимо конкретному пользователю,
члены сообщества могут влиять на результаты
поиска.
Подробнее:http
://www.wikireality.ru/wiki/%D0%92%D0%B5%D0
%B1_3.0

Нейроне́т (англ. NeuroNet, Brainet) или Web 4.0

Нейронеет (англ. NeuroNet, Brainet) или
Web 4.0
один из предполагаемых этапов развития
Всемирной паутины, в котором
взаимодействие участников (людей,
животных, интеллектуальных агентов) будет
осуществляться на принципах
нейрокомммуникаций. По прогнозам,
должен заменить собою Web 3.0
приблизительно в 2030-2040 годах.

Web 4.0

Главным же образом в России под Нейронетом
понимается не новый вид компьютера, а будущая
коммуникационная среда, которая объединит на базе
нейротехнологий человеческие (и не только) разумы,
коллективы и интеллектуальных агентов, позволяя им
обмениваться мыслями, чувствами и знаниями,
содержащимися во внутреннем мире участников (в том
числе неявными). В основе сетевого пакета будет лежать
принцип прямого информационного воздействия на
мозговые центры, минуя органы чувств. Для построения
такой сети необходимо решить проблемы понимания
мозга, создания специальных интерфейсов и сетевых
протоколов.

В интернете распространение получила шутка, отражающая стадии развития Web:

Web 0.0 - юзер мечтает законнектиться с кем
или чем-либо;
Web 1.0 - юзер получает контент;
Web 2.0 - юзер создаёт контент;
Web 3.0 - коллективное создание контента;
Web 4.0 - контент думает за юзера;
Web 5.0 - контент общается с контентом;
Web 6.66 - контент удаляет юзеров, поняв, что
они бессмысленны.
Подробнее:http
://www.wikireality.ru/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%

Благодарю за
внимание
ТАРАНЕНКО Любовь
Геннадиевна
к.п.н., доцент, зав. кафедрой
технологии документальных
коммуникаций КемГИК

Социальные сети в настоящий момент являются мощным средством коммуникации миллионов людей. Одна из главных тенденций развития Интернета последних лет - стремительный рост популярности социальных сетей. Для России пиковым стал 2007 год, когда только появившиеся российские сети увеличили свою аудиторию до нескольких миллионов человек. На нынешнем этапе социальные сети выступают в роли инструмента телекоммуникаций в связях с общественностью, открываются в виде широкой площадки для осуществления эффективной PR-деятельности по разным направлениям.

Использование интернета как технического средства коммуникации, обеспечивающего среду для интерактивного взаимодействия пользователей по всему миру, входит в повседневную жизнь все большего числа людей. При этом наибольшую значимость в качестве связующего элемента такого взаимодействия приобретают социальные сети в Интернете - сервисы, своими инструментами позволяющие находить контакты других людей и поддерживать социальные связи онлайн. Аудитории наиболее популярных из них насчитывают сотни млн. пользователей, становясь площадками для дружеского и делового общения, местом проведения досуга, средством саморекламы или самовыражения, основой для образования сетевых сообществ и т. п., объединяя своими средствами людей на основе избирательных связей дружбы, знакомства, профессиональной деятельности, личных интересов и вне зависимости от их географического местоположения.

Возможности социальных сетей в Интернете как средства коммуникации реализуются в конкретных практиках их использования. В их основе - функции и цели осуществляемой коммуникации, условиями для которой служат предоставляемые веб-сервисом инструменты взаимодействия, а также поддерживаемая с их помощью структура социальной сети как коммуникативной модели, обеспечивающей распространение информации, поддержание групповых норм, эффективное использование имеющихся контактов как ресурса, составляющего социальный капитал.

Социальные сети в Интернете являются техническим средством конструирования социальных взаимосвязей в контексте опосредованной коммуникации, способствующим интенсификации взаимодействия между субъектами, увеличению скорости и эффективности распространения информации, упрощению поддержания социальных связей и осуществления взаимного обмена, мобилизации наличных контактов как социального капитала.

В целом можно говорить о том, что использование социальной сети осуществляется в первую очередь в контексте реальной совместной деятельности в качестве средства для организации непосредственного взаимодействия, обсуждения актуальных вопросов, оперативного и эффективного информирования и т. п., значительная доля которых приходится на взаимодействие с контактами, относящимися к работе и учебе. В то же время значимым является и общение в контексте общих интересов и увлечений, не имеющее прямого отношения к наличию или отсутствию личных контактов и непосредственного взаимодействия.

Материалы взяты с wiki.iteach.ru

Сегодня для размещения и реализации сетевого проекта или сетевого занятия мы можем и должны воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет нам Интернет. Ведь дети, в отличие от учителей, родились в век развития информационных технологий и владеют ими прекрасно, пользуются ими повсеместно в своей жизни и в общении, общении в сообществах.

Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной Паутины. Современную концепцию развития Интернет принято называть Веб 2.0 (Web 2.0) . Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержание Интернета любому пользователю.

  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум)

Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом:

Где можно больше узнать о сетевых социальных сервисах?

  • http://letopisi.ru Категория Социальный сервис
  • http://www.catalogr.ru/ - каталог русских web2.0 сайтов, социальных сетей и сервисов
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: