Общая методика организации культурно-досугового мероприятия. Программа культурно-досуговой деятельности Основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии

Можно обратиться к самым современным формам работы, использовать все многообразие средств, но если при этом не знать, во имя чего и в какой логической последовательности действовать, что хотелось бы получить в итоге, вряд ли можно достигнуть положительного результата.

Итак, любая деятельность должна иметь результаты. Чтобы добиться результатов необходимо:

а) правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

б) определить, в какой логической последовательности действовать;

в) какие формы, способы и приемы при этом использовались.

Все это составляет основу методики. Методика- это систематизирование знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация (реализация) какой-либо деятельности.

Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасшабность практической деятельности.

Уровень, когда просматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы)- частная методика; конкретизированные формы организации процесса- конкретная методика.

Общая методика- это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи). Общая методика подготовки массовой досуговой программы делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки и проведения досуговой программы зависит от масштабности мероприятия. Праздник города и кафе-встреча- не сопоставимы ни по масштабности, ни по сложности подготовки. И хотя этапы подготовки практически остаются теми же, но по наполняемости отдельными компонентами они будут разными. Просмотреть весь процесс подготовки и проведения массовой досуговой программы во всей ее сложности можно лишь на примере таких масштабных форм работы: праздника города, карнавала, фестиваля и т.п.

Первый этап подготовки досуговой программы- этап планирования. Он включает в себя:

1. Создание оргкомитета, куда войдут люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры …). Основным принципом работы оргкомитета является коллегиальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело. В задачу оргкомитета входит прежде всего общее оперативное руководство отделами, комиссиями, рабочими группами и лицами, ответственными за определенные участки работы. Методы здесь различны: заседания оргкомитета, рабочих групп, оперативные совещания, летучки, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями, получение срочной информации: указания, отчет; моральное и материальное стимулирования за хорошо выполненное задание в ходе подготовки мероприятия, организации и проведения мероприятия.



2. Создание организационно-постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Важное значение в подготовке массового мероприятия имеет умелый подбор творческих работников, прежде всего сценариста и режиссера-постановщика. Режиссер является не только творцом, но и организатором всей работы, на нем лежит ответственность за весь ход мероприятий. Художник должен стремиться к тому, чтобы в каждом случае найти наилучшее изобразительное решение темы применительно к сценическим условиям. Сложность его работы заключается в том, что приходится решать задачу оформления как в малых, так и в больших масштабах, начиная с эскизов костюмов участников и заканчивая праздничным убранством стадиона, а иногда и целого города.

Судьба мероприятия зависит от музыкального оформления. Способы его могут быть различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного праздника, в другом- вновь написанная музыка компонуется с уже существующей, иногда все музыкальное сопровождение строится из уже готовых мелодий, принадлежащих разным авторам.

Огромную роль в подготовке мероприятия играет группа технического обеспечения, которая осуществляет звуковое и световое оформления, радиофикацию мероприятия.



Группа материально-хозяйственного обеспечения организует мероприятия по благоустройству территории, отвечает за сооружения площадок, аттракционов, подготовку места проведения праздника, отвечает за транспорт, организует питание, торговое обслуживание, охрану порядка и медобслуживания.

3. Очень важный момент на этапе планирования массового мероприятия: постановка цели и прогнозирования результатов. Не следует забывать, что культурно-досуговая деятельность- педагогически организованная деятельность, или, во всяком случае, должна быть таковой.

4. Подготовительная организационно-методическая работа включает: определение формы будущей массовой культурно-досуговой программы (театрализованное представление, тематический вечер, бал-маскарад и т.п.), а также определение места и времени его проведения.

5. Работа над мероприятием начинается с составления подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществлять, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все- не отвечает никто.

Второй этап подготовки досуговой программы- этап написание, обсуждения и утверждения сценария. Сценарий- это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода программы. В сценарии последовательно излагаются художественные и реальные элементы действия; указаны способы перехода от одной части действия к другой (мостики- переходы), иначе нарушается логика изложения материала. В нем приводится примерное содержание импровизированных выступлений гостей; планируется оформление программы; использование музыки, театральных шумов, света, видеоряда (кино, видео, слайдов); обозначаются вставные художественные номера.

Работа над сценарием начинается с определения темы и идеи, которые служат критерием для отбора нужного материала и диктуют форму реализации программы. Отсутствие тщательно разработанного сценария приводит к отсутствию четко композиционной выстроенности программы и организационной неразберихе.

Третий этап подготовки массовой досуговой программы самый сложный- этап осуществления сценария. После того как сценарий написан и утвержден, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. После утверждения сценария культурно-досуговой программы, режиссером разрабатывается режиссерская документация, которая включает в себя:

Режиссерский план постановки;

Режиссерский монтажный план;

музыкальную партитуру;

Световую партитуру;

план использования видеоряда;

Рабочую схему;

Репетиционный план.

В режиссерском плане кратко излагаются: основные компоненты постановки, последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе; связки между эпизодами; номера-эпизоды; характер мизансцен; потребность в бутафории, реквизите, музыкальных инструментах, костюмах, фонограммах; сроки основных этапов работы над целостным сценическим произведением; основные исполнители.

В монтажном листе находит отражение графическое изложение режиссерского замысла, где четко расписаны все компоненты каждого номера и средства его обеспечения, задания всем службам учреждения культуры. Существует практика применения монтажного листа из двенадцати граф:

1-я графа- номер по порядку;

2-я гр.- название эпизода в точном соответствии сценарию и режиссерскому плану;

3-я гр.- название номера и его характер; автор и наименование произведения;

4-я гр.- исполнители: солисты, коллективы;

5-я гр. -аккомпанемент номера; желательно указать необходимость оркестровок, а если номер идет под фонограмму, то нужно указать порядковый номер фонограмм;

6-я гр.- тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио, дикторские тексты;

7-я гр.- потребность в киноматериале с указанием характера ленты и формата;

8-гр.- сценическое оформление номера;

9-я гр.- световое решение номера; постановочные эффекты;

10-я гр.- костюмы для исполнителей; аксессуары костюмов (кобура, веер и др.);

11-ягр.- бутафория и реквизит;

12-я гр.- примечания.

Некоторые режиссеры называют монтажный лист режиссерской партитурой.

Музыкальная партитура включает в себя пять граф монтажного листа:эпизод, номер, исполнители, аккомпанемент, киноролики. Музыкальная партитура способствует общему развитию темы программы. Обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей.

Световая партитура- одно из самых сильных выразительных средств. Световое решение, проходя через всю драматургию программы, соответствуя музыке, тексту, декорациям, создает художественный образ. Каждый номер в культурно-досуговой программе, требует своего решения.

Владение искусством светового и музыкального оформления является важным профессиональным аспектом режиссера культурно-досуговой программы. Правильно отобранные произведения и исполнители помогают обеспечить динамику программы и темперамент действия. Режиссер должен уметь при отборе музыкального материала отказаться от всего, что будет тормозить развитие программы. Создание светового оформления требует сотрудничества с художником.

После разработки режиссерской документации начинается непосредственная подготовка культурно-досуговой программы, которая включает в себя:

Работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочной и генеральной);

Подготовку сценических площадок, их оформления;

Подбор и изготовление реквизита и костюмов;

Звуковое оформление- поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

Работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения массовой культурно-досуговой программы. Ее успех зависит от многих факторов, умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; четкой работы режиссера и помощников режиссера, звукорежиссера, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

После проведения мероприятия наступает четвертый этап- этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих, рассчитаться по кредитам, т.е. произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу сценариста, режиссера, художника и т.п., произвести другие оплаты.

Затем наступает момент обсуждения и анализа произведений культурно-досуговой программы. В ходе обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута поставленная цель или нет, какие принципиальные ошибки допущены, или наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

По итогам проведения программы и ее обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:

Протоколы заседаний оргкомитета;

План подготовки и проведения программы;

Копия сметы расходов;

Сценарий и монтажный лист к нему;

Эскизы оформления и костюмов;

Видеоматериал (фотографии, видеосъемки);

Отзывы средств массовой информации и зрителей;

Протоколы и иные документы с материалами обсуждения анализа проводимого мероприятия.


Тема. Драматургия массовых форм культурно – досуговой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества № 6

Методическая разработка

Тема: «Особенности разработки культурно - досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей»

Разработку выполнила: педагог дополнительного образования Ахтямова З.Л.

г. Ульяновск

2014 год

Цель: Для ознакомительной беседы педагогов дополнительного образования, педагогов дошкольных учреждений

Задачи: Формирование развивающей среды ребёнка путём организациии культурно досуговой деятельности.

Содержание

1. Особенности культурно-досуговых программ…………………………………..4

2. Типы культурно-досуговых программ…………………………………………...4

3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы…………………………...9

4. Оформление культурно-досуговой программы………………………………..11

5. Схема анализа досугового мероприятия……………………………………….16

6. Литература………………………………………………………………………..17

1. Особенности культурно-досуговых программ

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:

содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);

овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

2. Типы культурно-досуговых программ

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:

разовая игровая программа;

конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

игра-спектакль;

театрализованная игра;

зрелище;

праздник;

длительная досуговая программа.

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:

при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;

самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;

основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)

ВИКТОРИНА

(форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов)

СТРАТЕГИЯ

(форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий)

Тестовая викторина

(участники отвечают на вопросы и получают оценку)

«О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?»

Сюжетная викторина

(организаторы придумывают игровой сюжет, напр.: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками)

«Полундра!»

«Колесо истории»

Ролевая стратегия

(путь к успеху – через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры)

«Экспромт-театр

«Яхта»

Экономическая стратегия

(путь к успеху – через успешные приобретения и продажи)

«Менеджер»

Боевая стратегия

(путь к успеху – через правильное планирование победы над противником)

Шашки

Шахматы

В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр – наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)

ДОПУСТИМЫЕ

УСЛОВНО ДОПУСТИМЫЕ

НЕДОПУСТИМЫЕ

1. Вопросы на сообразительность

2. Вопросы типа «неизвестное об известном»

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление

4. Вопросы «на удачу»

5. Вопросы «на приближение»

Воспроизводящие вопросы

Вопросы «с уловкой»

Вопросы на перечисление

Вопросы, предполагающие длинный ответ

Вопросы-розыгрыши

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

четко изложенные педагогические задачи;

план подготовки игры;

экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

список литературы для подготовки детей к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Важность воспитания у детей зрительской культуры – умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников – требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

приветствия, презентации, церемонии;

гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

физкультурные праздники;

тематические недели, тематические дни и др.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования и др.

Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Исследователи (Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова) выделяют следующие сюжетные модели длительных досуговых игр:

1) Республика – это своеобразное государство, основной закон которого отражает права и обязанности детей и взрослых. Здесь решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе со взрослыми в моделировании государственного управления, привитие навыков и умений демократической жизни.

2) Путешествие – по этой модели строит свою деятельность школа №20 г. Рыбинска, в которой каждый год детская организация «Корабль МЕЧТА» отправляется в плавание по четко проложенному курсу в Океане Учения.

3) Строительство – эта модель пользуется популярностью в работе с младшими школьниками: каждый школьный коллектив строит свой дом из отношений внутри своего коллектива и свой микрорайон из полезных дел.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:

пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

описание содержания программы;

характеристику ее материального обеспечения;

список литературы.

В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.

4. Оформление культурно-досуговой программы

По своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

укрепление здоровья детей;

формирование опыта организации содержательного досуга.

Содержание культурно-досуговой программы связано с:

приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

воспитанием гуманности, толерантности;

формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

приобщением детей к художественной культуре,

воспитанием у них культуры общения,

формированием культуры организации досуга,

обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

занятия детей в творческих мастерских;

участие детей в конкурсах;

сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;

участие детей в играх;

просмотр детьми спектакля.

Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

1) проведение единых тематических мероприятий;

2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

игровые методы,

упражнения.

обсуждения,

создание, проигрывание и анализ ситуаций,

творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

5. Схема анализа досугового мероприятия

Для методистов и руководителей, осуществляющих контрольные функции, может стать полезна схема анализа досугового мероприятия. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.

1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия: наличие плана проведения; определение задач; активность детей и педагога; участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия: содержание и воспитательная направленность; отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; характеристика педагогических средств; проявление качеств педагога, его авторитет; создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания, предложения: оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

Литература

1. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? /Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. – М.: АРКТИ, 2005. – 286с.

2. Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.

3. Ганичев Ю.В. Подходы к классификации интеллектуальных игр / Сфера досуга – сфера социализации, с. 76-83.

4. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)

5. Кисина Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник. – 1997. – № 1.

6. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.

7. Карпова Н.С. «Полеты» подростков – это нормально / Сфера досуга – сфера социализации, с. 37-38.

8. Солнцеворот. Детский фольклорный фестиваль // Детский досуг. – 2003. – №1.

ПРОГРАММА

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составитель:

Полякова Е. А., преподаватель

2016 г.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

Издешковское отделение

Программа

культурно-досуговой деятельности

Срок реализации программы: длительная

Составитель: Полякова Елена Анатольевна, преподаватель

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи
  3. Ожидаемые результаты и способы их проверки
  4. Современные технологии, формы и методы в работе с детьми
  5. Содержание программы
  6. Условия реализации Программы
  7. Литература
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, с целью обеспечения высокого качества образования, привлекательности его для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, образовательное учреждение должно создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность творческой деятельности обучающихся.

Эта деятельность в большой степени реализуется за рамками учебного процесса в свободное от занятий время, тем самым органично включаясь в деятельность досуговую и реализуясь в различного рода досуговых мероприятиях - праздниках, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, тематических мероприятиях.

По определению досуг - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей и отдых, и дальнейшее развитие личности. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время обучающихся видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, способствовали здоровому образу жизни. Однако, стоит учитывать, что свободное время, используемое для реализации общественно важных, социально-значимых проектов оказывает и не менее важное воспитательное воздействие на развитие личности. С этой точки зрения формат культурно-досуговой деятельности определяется исходя из содержания тех или иных мероприятий и их полезности для обучающихся.

В связи с этим проблема организации свободного времени детей может быть решена в процессе целенаправленной деятельности, неразрывно связанной с воспитанием и образованием, что возможно при наличии соответствующей Программы, тем самым определяя её актуальность.

Данная Программа предназначена для детей от 6,5 до 17 лет и позволяет организовать досуговую деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, интеллектуальные и физические способности, самостоятельность. Активное привлечение в досуговую деятельность родителей (законных представителей) позволяет развить и укрепить внутрисемейные связи и традиции. Через познание, просвещение и общение - формировать направленность личности на социально-значимые нормы и нравственные ценности.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:

Создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания.

Задачи:

– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия и ответственности, уверенности в своих возможностях;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

Решение этих задач осуществляется с учетом интересов детей, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Данная досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата.

Ожидаемые результаты:

Осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

Осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел;

Умение содержательно и разнообразно проводить свободное время, использовать свои способности с пользой для себя и для общества;

Освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

Формирование традиций образовательного учреждения.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Отслеживание результатов реализации Программы можно осуществлять с помощью:

Систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;

Проведения опросов детей и родителей;

Бесед с родителями;

Организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);

Анализа творческих работ учащихся;

Количественных показателей (количество проведённых мероприятий, участников мероприятий, зрителей).

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

В процессе культурно-досуговой деятельности для решения поставленных задач в процессе работы с детьми используются различные технологии:

Личностно-ориентированные,

Дифференцированного подхода,

Коллективно-творческие,

Здоровьесберегающие,

Информационно-коммуникативные.

В рамках Программы культурно-досуговая деятельность организовывается в форме мероприятий.

Мероприятия - э то события, занятия, ситуации. По определению Е. В. Титовой, характерными признаками такого типа форм являются - созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Такие мероприятия проводятся как:

Конкурсы (творческих работ, зрительских симпатий)

Концерты (тематические, праздничные)

Экскурсии;

Тематические классные часы

Беседы,

Викторины;

Театрализованные мероприятия

Совместный просмотр с обсуждением (документальных, художественных фильмов, концертов, лекций).

По количеству участников эти мероприятия преимущественно бывают массовыми и групповыми.

В процессе подготовки и проведения мероприятий, обучающиеся, как правило, включаются в различные виды деятельности в зависимости от своих возможностей и уровня сложности мероприятия:

Коммуникативную,

Познавательную,

Творческую,

Социально продуктивную,

Обмен мнениями и впечатлениями в процессе подготовки мероприятия и после его окончания происходит в атмосфере сотрудничества, сотворчества, что позволяет активизировать творческие способности обучающихся и закрепить новые знания.

Подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий, в зависимости от их формы и содержания осуществляется с использованием определённых методов:

Метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);

Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);

Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);

Интерактивные методы (театрализованное представление, сюжетно-ролевая игра - используется для активизации зрителей на праздничных концертах);

Метод импровизации.

Неотделимой частью организованной и спланированной культурно-досуговой деятельности является процесс воспитания. Тактика этого процесса в основе своей имеет ряд ценностных ориентиров, обозначаемых как принципы воспитания. Наиболее значимыми в данном случае являются:

Принцип информационной насыщенности обеспечивает приобретение знаний и практических навыков.

Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие и объединение общей идеей педагогов и учащихся в подготовке и реализации досуговых мероприятий.

Принцип общественной направленности воспитания связывает задачи воспитания с процессом обретения социально значимых качеств.

Принцип дифференцированного подхода учитывает возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения личности.

Э.В. Соколов классифицирует их по группам:

Праздники - сочетание отдыха и развлечения.

Праздник связывает прошлое и настоящее путем торжественного преображения действительности. Эмоционально насыщенная атмосфера. Возможность открытого выражения чувств.

- самообразование - направлено на приобщение к ценностям культуры.

Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.

Творчество - потребность в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.

Все виды культурно-досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции. Другие - исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.

Приобщением детей к культуре;

Овладением детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;

Развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных и специальных способностей;

Постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

Формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

Использованием досуга для реализации социально-значимых проектов;

Освоением основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в многодневных экскурсиях, выездах на фестивали, конкурсы).

Подготовка мероприятия начинается с определения его тематики, актуальности, значимости, цели и задач, выбора аудитории.

Следующим этапом является планирование и подготовка сценария.

Количество участников, распределение тематического материала, время репетиций, участие родителей, переговоры с представителями различных организаций с целью сотрудничества, оповещение приглашённых, иногда поиск спонсоров, а также решение вопросов, возникающих в процессе подготовки – всё это сплачивает коллектив, обучающихся, их родителей, позволяет устанавливать партнёрские отношения с учреждениями образования и культуры.

Этот этап позволяет свободное время наполнить содержанием, смыслом, представить осуществление задуманного, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Успех мероприятия будет зависеть как от совместных усилий, так и от мотивации и ответственности каждого участника.

Результатом всей подготовительной работы становится не только проведённое мероприятие, но и отзывы гостей, и что не менее важно, мнения самих участников. Обсуждение, обмен эмоциями, впечатлениями, замечаниями создают такую атмосферу причастности и соучастия, которая и формирует привычку наполнять досуг содержанием, сплачивает вокруг общей цели.

Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами культурно-досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами обучающиеся и их родители. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведению мероприятий увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.

3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся

В ходе реализации Программы каждый обучающийся может освоить новые для себя роли – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, оператор, ведущий, член жюри и др.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

Духовно-нравственное

Гражданско-патриотическое

Художественно-эстетическое

Организация каникулярного времени

Работа с родителями.

Все направления деятельности в рамках Программы представляют собой единый комплекс мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей), среди которых традиционными являются:

Праздничные концерты (Новогодний, Весенний и Отчётный концерт (с подготовкой сценариев, распределением ролей, элементами театрализации, игр)

- «Культурные каникулы» (просмотр с последующим обсуждением документальных и художественных фильмов, лекций, концертов, мастер-классов).

Помимо традиционных мероприятий в рамках Программы планируются и реализуются социально значимые проекты:

Концерты (концерты-лекции, концерты-беседы, тематические концерты с подготовкой сценариев), носят просветительский характер, проводятся с целью пропагандирования музыкального и исполнительского искусства среди детского и взрослого населения – учащиеся и педагоги средней общеобразовательной школы, воспитанники и воспитатели ДОУ, работники библиотеки, пожилые люди, представители администрации.

Экскурсии (музеи, видео-экскурсии, викторины-экскурсии), осуществляются с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и предназначены как для обучающихся, так и для целевой аудитории.

Программа культурно-досуговой деятельности не ограничена конкретными сроками, поэтому в процессе её реализации возможны изменения и корректировки относительно количества проводимых мероприятий.

Эти мероприятия включаются в Календарный план, который утверждается в начале учебного года.

Календарный план

Мероприятие

Цель

Задачи

Количество участников

Период подготовки и проведения

Концерт Новогодний

Воспитание культуры использования свободного времени

Развитие познавательной и творческой активности

Формирование умения выступать в разных ролях

массовое

декабрь

Концерт Весенний

Создание условий для формирования внутрисемейных связей и традиций

Развитие навыков культуры общения

Развитие уважительного отношения к маме

Воспитание бережного отношения к природе

массовое

февраль-март

Концерт Отчётный

Развитие творческого потенциала

Развитие культуры исполнения и культуры восприятия

массовое

апрель-май

«Культурные каникулы»

Формирование кругозора в области искусства

Развитие культуры речи в процессе общения

Развитие навыка формирования собственной позиции

групповое

март

Экскурсии

Создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития личности

Развитие интереса к истории свой страны

Развитие познавательной активности

массовое

октябрь

Концерты

тематические

Пропагандиро

вание музыкального и исполнительского искусства

Развитие общественной активности

Развитие навыка публичных выступлений перед разной аудиторией

массовое

в течение года по согласованию

Таким образом, длительная Программа культурно-досуговой деятельности:

Носит выраженный образовательный и социально-ориентированный характер,

Способствует развитию умений и навыков у детей,

Способствует социальной адаптации и социальной активность детей,

Предоставляет им возможность для самореализации в различных областях творчества в совместном со взрослыми проведении досуга.

  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
  2. Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
  3. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
  4. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Периодические издания:

Журнал «Поем, танцуем, рисуем» - ежегодная подписка.

Журнал «Юный художник» - ежегодная подписка.


Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это , включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления . Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.


3. Оформление культурно-досуговой программы


По своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.


  1. Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ.
Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

– укрепление здоровья детей;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

– воспитанием гуманности, толерантности;

– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

– освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей , экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

– приобщением детей к художественной культуре,

– воспитанием у них культуры общения,

– формированием культуры организации досуга,

– обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей .

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать , как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

– игровые методы,

– упражнения.

– обсуждения,

– создание, проигрывание и анализ ситуаций,

– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

– театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга ;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями ; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: