Что подразумевается под понятием информация. Понятие информации. Суть и границы явления

Термин информация происходит от латинского слова informatio , что означает «сведения, разъяснения, изложение». Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний , от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно .

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

Информация может существовать в виде:

· текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

· световых или звуковых сигналов;

· радиоволн;

· электрических и нервных импульсов;

· магнитных записей;

· жестов и мимики;

· запахов и вкусовых ощущений;

· хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Что можно делать с информацией

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Свойства информации

Информация обладает следующими свойствами:

· достоверность

· полнота

· точность

· ценность

· своевременность

· понятность

· доступность

· краткость и т. д.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека. Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка. Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях. Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация»связано с различными системами понятий. Информация в биологии : Биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Философский подход : Информация – это взаимодействие, отражение, познание. Кибернетический подход : Информация– это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи.

Можно выделить следующие подходы к определению информации:

* традиционный (обыденный) - используется в информатике: Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

* вероятностный - используется в теории об информации: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Для человека: Информация – это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств

Знания делят на две группы:

1. Декларативные – от слова декларация (утверждения, сообщения) начинаются со слов «Я знаю, что …»;

2. Процедурные – определяют действия для достижения какой-либо цели, начинаются со слов «Я знаю, как …»

Классификация информации

По способам восприятия - Визуальная, Аудиальная, Тактильная, Обонятельная, вкусовая;

По формам представления –Текстовая, Числовая, Графическая, Музыкальная,Комбинированная и тд.

По общественному значению : Массовая - обыденная, общественно-политическая, эстетическая

Специальная - научная, техническая, управленческая, производственная

Личная – наши знания, умения, интуиция

Основные свойства информации:

Объективность – не зависит от чего-либо мнения

Достоверность – отражает истинное положение дел

Полнота – достаточна для понимания и принятия решения

Актуальность – важна и существенна для настоящего времени

Ценность (полезность, значимость) - обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения

Понятность (ясность) – выражена на языке, доступном получателю

Кроме этого информация обладает еще следующими свойствами:

1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию)

2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:

Копирование – размножение информации

Передача от источника к потребителю

Перевод с одного языка на другой

Перенос на другой носитель

Старение (физическое – носителя, моральное – ценностное)

3) Практические свойства - информационный объем и плотность

Информация храниться, передается и обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в различной форме:1) Знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, спец. символов; графическую; табличную и тд.; 2) В виде жестов или сигналов; 3) В устной словесной форме (разговор). Представление информации осуществляется с помощью языков, как знаковых систем, которые строятся на основе определенного алфавита и имеют правила для выполнения операций над знаками.

Язык – определенная знаковая система представления информации. Существуют:

Естественные языки – разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);

Формальные языки – специальные языки для различных областей человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д.

В основе любого языка лежит алфавит – набор символов/знаков. Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита .

Сегодня человечество входит в новый виток развития цивилизации, характеризующийся освоением не только вещества и энергии, но и информации. Термин «информация» из журналистического превратился в один из наиболее часто употребляемых в настоящее время терминов в науке, технике и быту. Слова французского дипломата Э. Талейрана: «Кто владеет информацией - владеет миром», - наполняются сейчас не только политическим смыслом, но в большей мере экономическим, социальным.

Информацию относят к одной из составляющих основ мироздания (материя, энергия и информация), т.е. чтобы сделать автомобиль, необходимы металл, пластмасса и т.п. (материя); надо заставить также работать станки, нагревать металл и т.п. (энергия); всем этим процессом нужно управлять, нужно иметь проект, квалифицированных специалистов, знания - это и есть информационная составляющая.

Н. Винер в одной из своих работ написал: «Информация есть информация, а не материя и не энергия».

Термин «информация» происходит от латинского слова «information», что означает сведения, разъяснения, изложение.

В науке существует три подхода к пониманию феномена информации (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Атрибутисты полагают, что информация как семантическое свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех систем объективной реальности, она существовала и существует вечно, является организующим началом в живой и неживой природе.

Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических (человеко-машинных) системах. Информация - это одно из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

3. Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами и определяют информацию как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира. Говорить о смысле сигнала, а, следовательно, об информации можно только по отношению к человеку и обществу.

Все точки зрения имеют право на существование и исследуются в соответствующих областях науки:

  • · информация как семантическое свойство материи изучается в философии и физике;
  • · информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии и биологии;
  • · информация как содержание воспринятого сигнала изучается в лингвистике, социологии и психологии.

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладываются различный смысл в технике, науке и житейских ситуациях.

Наиболее общим философским определением является следующее: информация - это отраженное многообразие, т.е. нарушенное однообразие. Мы привыкли к тому, что мир вокруг нас изменчив, мы и замечаем его именно в процессе изменения, то есть информация возникает, когда нарушается однообразие и это нарушение отражается в сигналах.

В быту под информацией понимают любые данные или сведения, которые нас интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». При этом заинтересовать нас могут только лишь те сведения, которые мы воспринимаем и осознаем. Поэтому восприятие поступающих извне сигналов и их интерпретация - основа превращения сигналов в информацию для нас.

В журналистике под информацией понимают не любые сообщения, а только лишь те из них, которые обладают новизной. Одно и то же информационное сообщение (газетная статья, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т.п.) может содержать разное значение информации для разных людей - в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В технике связи любая последовательность сигналов, которая хранится, передается или обрабатывается с помощью технических средств, не учитывая смысл этих сигналов.

Понятие "информация" достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, приспосабливая к своим целям, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обогащается.

В теории информации не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. Информация - это снятая неопределенность (К. Шеннон).

В кибернетике (теории управления) под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

Под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

В информатике информацию рассматривают как продукт взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных решаемой задаче.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

Поскольку взглядов на феномен информации, видимо, столько же, сколько людей, существуют и другие ее определения.

Информация


Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения , передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

Такое разнообразное использование понятия И. побудило некоторых учёных придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию И. были английский нейрофизиолог У. Р. Эшби и французский физик Л. Бриллюэн . Они исследовали вопросы общности понятия энтропии в теор ии И. и термодинамике, трактуя И. как отрицательную энтропию (негэнтропию). Бриллюэн и его последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики , рассматривая передачу И. некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению её энтропии. В некоторых философских работах был выдвинут тезис о том, что И. является одним из основных универсальных свойств материи.

Здесь информацией считается не только сами сведения, но еще и процесс передачи-получения сведений. Понятно, что сами по себе сведения никого не делают информированным без того, чтобы быть переданными и воспринятыми. Но и этого, конечно же, не достаточно:) А объяснение информации термодинамикой, сведение к причинно-следственным связям и их статистике - прямой путь к мист ической неопределенности. Так можно движение атомов назвать поведением на основе их воли, и вообще нафантазировать все, что угодно. Такой подход в распространении понятия на более широкий круг явлений, фактическое уничтожение смысл а понятия акцентируется специально, чтобы избегать этого в любом случае.

Слова создаются людьми для того, чтобы как можно определеннее передавать смысл в них вкладываемый, а не для того, чтобы этот смысл разливать по всей вселенной и затем самим обманываться, принимая его за сущность будто бы на самом деле присущую вселенной, а не назначенной ей по собственной прихоти.

Цель этой статьи - раскрыть суть того, что дает "информированность" - как то, что наиболее естественно связанно со словом "информация".

В математике и физики, фактически, под информацией понимаются сведения (данные). Сначала как можно проще покажем, в чем разница между сведениями и информацией.
Если открыть книгу перед кошкой, то она не поймет, что там написано. Биты сведений есть, а кошка никак не информирована.
Другой пример, т.н. "книжные знания": предположим, ты много прочитал про Бали, поехал туда с ощущением эксперта, но вдруг оказалось, что ты совершенно своеобразно воспринял прочитанное и на самом деле возникают совершенно иные впечатления.
Эти два примера - два уровня функциональности информации, которая представляет собой сведения, связанные с личным пониманием их смысл а или личная значим ость воспринимаемого в контекст е текущих условий и своего стиля восприятия.
Т.о. информация есть только субъективная, а сведения присутствуют на объективном их носителе, условно закодированные на нем. И чтобы стать информированным ты должен быть причастным к этой условности. Понятно, что ни математика, ни физика не оперирует с информацией, хотя это слово используется с подачи первопроходцев, которые были совершенно не в теме о том, что такое смысл и значим ость. Ну и развивалось все только в этих рамках.
Можно посчитать вполне корректным использование такого общепринятого термина в этих предметных областях, но он имеет смысл именно сведений, а не информации при более общем рассмотрении. Непонимание разницы ставит очень серьезный заслон в понимании механизмов личной адаптивн ости потому, что информация здесь - ключевое понятие. В основе всего - так называемая "система значим ости".
Сначала опишем эту систему коротко, в самой основе.
Система значим ости представляет собой несколько уровней функциональности информации, когда воспринятые сведения (сигналы, данные) приобретают сначала определенную в данном контекст е значим ость, а затем интерпретируются в произвольно придаваемый смысл . Таким образом система значим ости охватывает ареал от доосознательного и осознанные модели.
В наиболее лаконичном описании представительства это выглядит следующим образом.
Кроме распознавателей органов восприятия (зрения, слух, вкус, запах, тактильные, вестибулярные), в мозге есть распознаватели отклонения параметров гомеостаза от нормы и распознаватели восстановления этих параметров (см. fornit.ru/324), которые назовем распознавателями примитивов значим ости. Это - важнейшие сигнализаторы того, что что-то плохо или хорошо. Существуют зоны, стимуляция которых вызывает ощущение рая и ада. Как и все другие виды сенсорики они объединяются в третичных (ассоциативных) зонах в общий образ восприятия-значим ости-действия так, что каждый образ становится распознавателем того, что именно означает данный профиль восприятия в условиях текущего контекст а для особи.
При осознании происходит осмысл ение этого непосредственного образа и значим ость приобретает функцию смысл а того, что означает выделенный вниманием объект восприятия в данных условиях, имеющего прогностические свойства: или это грозит попасть в опасную ситуацию и этого следует избегать или, наоборот, к этому нужно стремиться. Смысл от первичной значим ости отличается его произвольностью: осознанно становится возможным изменить его на тот, который представляется более целесообразным. Так, мы можем выхватить из горячих углей печеную картошку, несмотря на дискомфорт. Это происходит потому, что сознание способно произвольно отследить прогноз не только того, что происходит непосредственно, но и того, что может произойти через какое-то время и выбрать наиболее желательный из них: вытащить картошку, несмотря на некоторую боль. И тогда значим ость образа картошки в золе будет не опасность ожога, а возможность съесть ее. И эта значим ость закрепляется уже в другом месте мозга, образуя зону произвольного придания смысл а. Это - уже личная интерпретация или произвольная оценка смысл а происходящего, которая с целом формирует мыслительную модель явления.

Самые общие рассуждение в прояснении информированности предполагают, что есть объект, кодирующий сведения, придающий им форму того, что он хочет предать другим объектам так, чтобы это могло бы быть раскодировано объектом, принимающим сведения. При этом должно наступить состояние "информированности". Именно в этом состоянии и будет отличаться рассматриваемый процесс от просто любой другой причинно-следственной связи.

Если мы специально оговорили, что передатчиком информации кодируется вполне определенное значение передаваемого в некоем носителе сведений, и этот носитель может нести самые разные сведения по желанию кодирующего, то это уже характеризует процесс не как причинно-следственную связь, которая всегда жестко предполагает свою специфику в отличие от одной и той же специфики носителя сведений.

Поэтому определим в чем заключается состояние информированности, непосредственно связанное со знанием.

В первую очередь информированность предполагает способность воспринять информацию, раскодируя сведения, и понять ее так, чтобы максимально близко соответствовать смысл у, формализ ованному передатчиком.

Во-вторых, информированность предполагает какое-то использование. Но не просто механическое использование полученных сведений, а именно информации - значения, смысл а этих сведений. Иначе мы опять возвращаемся к простой причинно-следственной связи. Уже это разграничивает то, что делают с переданными сведениями (данными) алгоритм ические устройства.

Кроме того, есть один очень важный и плохо понимаемый многими момент. На самом первом этапе формализ ации носителя сведений, передатчик совершает операцию символьного соответствия его информации и сведений, которые призваны вызвать у получателя приемлемо адекватн ую информацию при восприятии. Это предполагает, что система этого символьного представления информации с помощью неких формальных элементов - сведений уже известна приемнику и передатчику в достаточной степени, т.е. они заранее договорились и отработали на практике такое понимание сведений. Просто соглашения недостаточно потому, что только опытная проверка передачи и приема информации показывает, насколько это происходит удовлетворительно. Проверка может быть неявной, а включать в себя ранее накопленный практический опыт коммуникации, но она ВСЕГДА предшествует надежно адекватн ому результату информационной коммуникации.

Одни и те же сведения могут пониматься совершенно по-разному. Например, в качестве сведений передан набор картинок-иероглифов. Сами по себе картинки вызовут некую ассоциацию у того, кто не знает, что они на самом деле призваны означать. И только тот, кто знает, поймет смысл переданной информации. То же самое в случае слов, звуков, кодов и любого другого способа передачи сведений. Набор слов, даже если приемник знает значения отдельных слов и фраза вызвала у него некую ассоциацию, поймет ее не так, как тот, с кем уже было условлено, что именно должна означать эта фраза в данных условиях.

В любом случае мы приходим к тому, что информированность предполагает появление личного знания о смысл е, значении этой информации. А знания и смысл воспринятого - всегда личностны, индивидуально уникальны, и лишь в относительно небольшой части представляют собой обусловленную между передатчиком и приемником цель получения этого знания.

Здесь мы не будем подробно обосновывать это утверждение потому, что есть обширные материалы по механизмам психи ческих явлений, показывающие это (см. , , ). Чтобы не поверить, а понять предложенное утверждение, нужно пройти немалый путь по предложенным материалам, хотя интуитивно верность такого подхода многие могут оценить и по уже приведенному тексту.

Важно то, что знания - сугубо личная, индивидуальная оценка воспринятых сведений, и вне личности не существуют.

Итак, информированность приводит к появлению знания того, что означают для данной личности воспринятые сведения. Именно эти знания - и есть информация. Это никакие другие знания или, тем более, сведения, которые могут разными личностями пониматься по-разному.

Информация - знания того, что означают воспринятые сведения для данной личности. Одни и те же сведения для одного субъекта могут нести счастливое содержание и мотивировать достижение каких-то целей, связанных с возможностями, открываемыми этими знаниями, для другого - окажутся несчастливыми и заставят или избегать чего-то или просто смириться. Информация может оказаться разительно различной, несмотря на одно и то же содержание сведений. Эта информация не передавалась, а возникла в психи ке личности при оценке сведений своей системой значим ости, но это - уже из материалов по предложенным ссылкам.

Понятие информации

Замечание 1

Слово "информация" происходит от латинского глагола informare, что означает - "придавать вид, форму, обучать", а также "мыслить, воображать". В целом информация - это любые сведения независимо от формы их представления.

Определение информации зависит от контекста, в котором используется это понятие:

  • в бытовом смысле это любые интересные сведения;
  • в технике - сообщения, передаваемые по определенным правилам в виде знаков или сигналов, когда есть источник и приемник сообщений, а также канал связи;
  • в кибернетике информация - это часть знаний, которая используется для ориентирования в окружающей обстановке для управления в целях сохранения и развития системы;
  • применительно к компьютерным вычислениям информация это последовательность кодов, несущая смысловую нагрузку и представленная в пригодном для электронных машин формате.

Информация универсальна и может передаваться между разнородными объектами: людьми и животными, биологическими объектами и техническими автоматами. Человечеством предприняты даже попытки передать информацию в адрес инопланетных цивилизаций.

Рисунок 1. Золотой диск с информацией о планете Земля и ее обитателях, отправленный учеными на борту космического аппарата "Вояджер" на случай встречи с инопланетным разумом. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Виды и свойства информации

Информация может существовать в виде: текста, рисунков, фотографий, чертежей, световых или звуковых сигналов, электрических и нервных импульсов, магнитных записей, жестов и мимики, запахов и вкусовых ощущений, ДНК-последовательностей и т.д.

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств:

  • визуальную (образы, цвета);
  • звуковую (речи, музыку, сигналы, шум);
  • обонятельную (запахи);
  • вкусовую;
  • тактильную или осязательную (прикосновения, холод, жар и т.п.).

Рисунок 2. Пропорции между видами информации, получаемой человеком от органов чувств. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Информация обладает такими свойствами, как:

  1. релевантность (соответствие потребностям);
  2. полнота;
  3. своевременность;
  4. достоверность;
  5. доступность;
  6. защищенность;
  7. эргономичность (удобство формы подачи).

Информационные процессы

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. К ним относятся получение информации, ее хранение, передача, обработка, использование.

Получение информации . Биологические объекты (растения, животные, вирусы и др.) и технические автоматы получают информацию об окружающем мире для принятия решений, способствующих продолжению своего существования. При этом имеются в виду не только сигналы из внешнего мира. Получать информацию они могут, из собственной памяти, а также из искусственно созданных источников. Это связывает процессы получения, хранения и передачи информации.

Хранение информации . Информация может многократно использоваться, а также иметь "отложенную ценность", т.е. возможность быть потребленной не в момент получения, а с задержкой во времени (например, заранее заготовленное поздравление с праздником). Поэтому большое значение имеет способность информации храниться. Устройства, с помощью которых хранится информация, разрушаются со временем. Это касается как живой природы, так и созданных человеком систем. Например, мозг, хранящий воспоминания, подвержен заболеваниям, ДНК могут разрушаться под действием неблагоприятных излучений, бумажные книги - намокать или сгорать, жесткие диски компьютеров - размагнититься и т.п. Поэтому и природа, и люди заботятся о создании надежных носителей, а также дубликатов и механизмов восстановления хранящейся информации.

Передача информации . Для этого процесса используются различные физические среды: колебания воздуха при передаче звука; для передачи световых и радиосигналов – электромагнитные волны и т.п. При передаче информации между техническими устройствами необходимо кодирование и декодирование, позволяющие отправлять и принимать сообщения в соответствии с заранее оговоренными принципами (протоколами). Информация при этом может теряться или искажаться, поэтому предусматривают механизмы, позволяющие убедиться, что сообщение пришло в том виде, в котором было отправлено.

Обработка информации – процесс получения новой информации из уже имеющейся. В вычислительных устройствах производится по строгим формальным правилам - алгоритмам. Исполнитель алгоритма (устройство или биологический объект) получает информацию на своем входе, преобразует ее и выдает на выход.

Использование информации . Для целенаправленной деятельности объекты живой природы и созданные человеком автоматы, руководствуясь имеющейся в их распоряжении информацией, воздействуют на окружающую среду. Это, в свою очередь, порождает новую информацию, обусловленную реакцией среды. Отклик среды может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. В зависимости от этого объект, собирает и обрабатывает информацию об изменениях в окружающей среде, корректирует свою деятельность и принимает новые решения. Такая корректировка называется обратной связью и является одним из фундаментальных понятий информатики.

Рисунок 3. Пример информационного процесса с обратной связью. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Меня часто спрашивают о том, как улучшить память, быстрее читать и воспринимать больше информации.

Но на самом деле избыток информации для вашего интеллекта крайне вреден и делает вас глупее.

Современная жизнь имеет важную особенность: на человека обрушивается очень много информации. Сайты, соцсети, рассылки, мессенджеры, видеоканалы доносят до человека тонны информации. Один только YouTube просматривают более четырех миллиардов раз в сутки.

В результате современный человек оказывается в парадоксальной ситуации:

  • с одной стороны, любую информацию очень легко найти,
  • с другой стороны, человек завален совершенно бессмысленной информацией.

Посмотрим, что происходит с вашим интеллектом, когда вы непрерывно читаете, слушаете и смотрите слишком много информации.

Восприятие мира

— Никогда не пытайся понять то,
чего не можешь понять.
— Не понял…
— И не пытайся!

Для того, чтобы выживать в меняющимся мире, ваш интеллект имеет две особенности:

  • интеллект быстрее реагирует на меняющуюся информацию,
  • интеллект быстрее забывает ненужную информацию.

В природных условиях эти две особенности интеллекта работают превосходно. Где-то скрипнула ветка, мы моментально забудем то, о чём сейчас думали, и прислушаемся: вдруг медведь?

Но если ничего больше не происходит, то внимание вернётся к тому, чем мы сейчас заняты. А скрипнувшая ветка быстро забудется.

Процесс забывания у человека происходит во время сна. Когда сознание спит, подсознание чистит в памяти ненужные воспоминания.

Посмотрим, как эти особенности интеллекта действуют в условиях нашей обычной жизни.

У каждого человека множество проблем, которые нужно решать. И в данный момент ваше мышление занято некоторой проблемой.

Мышление – это процесс, напоминающий сборку пазла. Вы по очереди собираете факты и выявляете общую картину. В какой-то момент вы кладете последний элемент, и всё – картина сложилась.

Представим себе, что в момент решения задачи вам пришло новое сообщение. Это равносильно тому, что вам в пазл досыпали элементы от другой картины. И теперь при сборке вам нужно отделять одну картину от другой. Задача усложнилась.

Главное, что вы не можете не прочитать входящее сообщение. Мозг вам твердит: «Вдруг что-то важное! Вдруг там медведь!» Сейчас у людей даже появился невроз непрочитанных сообщений, человек не может ни о чём больше думать, когда видит символ непрочитанного сообщения.

Теперь представьте себе ситуацию, когда информация идёт со всех сторон. Каждая прочитанная вами новость, статья, просмотренный ролик подсыпает совочком новых элементов в ваш пазл. И вот уже у вас весь стол засыпан элементами десятков картин.

И ваше мышление не столько решает задачу, сколько пытается хоть как-то понять, что вообще происходит. Мышление замедляется, и вы становитесь всё глупее и глупее.

На следующее утро вы забыли большую часть того, что видели, слышали и читали вчера. Оно вам не пригодилось. Более того, так как вы не решали задачи, а просто набирали информацию, то ваши проблемы только увеличились.

Защита от лишней информации

Самое нереальное в «Гарри Потере» то,
что все дети пользуются знаниями,
полученными в школе.

Чтобы защититься от лишней информации, надо вспомнить, зачем вообще информация нужна.

Любая информация нам нужна, чтобы исполнять наши . Мы интересуемся расписанием кинотеатра только в тот момент, когда собираемся посмотреть фильм.

Точно также надо смотреть на любую информацию. Зачем она вам? С каким вашим желанием она связана? Конкретно сейчас.

Если вообще ни с чем не связана, то не смотрите, не слушайте, выключайте, удаляйте.

Вы глупеете, когда бездумно поглощаете информацию,
И умнеете, когда решаете ваши проблемы.

Во время работы желательно полностью отключить себя от лишних сообщений. Работайте только с той информацией, которая нужна прямо сейчас.

И даже эту информацию старайтесь использовать по минимуму. Главная ваша задача – это мышление. Если вы хорошо мыслите, то много информации вам не нужно. Вам нужно немного ключевых данных, по которым можно принимать решения.

Допустим, вы сейчас ищете информацию именно по текущей проблеме. Как узнать, когда стоит остановиться и прекратить поиск?

Нам опять поможет пример с пазлом. Когда вы прекращаете собирать пазл? Когда картина ясна. Также и с информацией, когда вам стало всё ясно и можно действовать – сразу действуйте.

Помните – вы умнеете в тот момент, когда вы решили вашу жизненную проблему. Чем быстрее вы их решаете – тем вы более умны. Когда же вы захлёбываетесь от избытка информации, то ни думать, ни действовать вы уже не можете.

Хотите мыслить быстрее?
Очищайте сознание
от лишнего мусора.

Хотите привести свои финансы в порядок?

Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс

Из курса вы узнаете:

  • Как вы и другие люди принимают финансовые решения
  • Какой баланс нарушают бедные люди
  • Первый финансовый закон ваших личных финансов
  • Как ваши убеждения влияют на ваш доход
  • Как грамотно делать деньги
  • Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
  • 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
  • Как эффективно решать денежные проблемы

Если вы хотите получить простую пошаговую методику увеличения денег в своём кошельке, то заказывайте курс «Азбука денег» по ссылке ниже:

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: